Иллюстрированный самоучитель по съемке цифровым фотоаппаратом

Выбор источников света

Что лучше – вспышка или постоянное освещение?

Теперь вам необходимо ответить на вопрос, источник освещения какого типа подходит для вас наилучшим образом. Прежде всего, сравним компактные вспышки с лампами накаливания (т.е. постоянными источниками света). Во-первых, вспышки обеспечивают свет, в котором баланс белого практически соответствует цветовой температуре дневного света. Это означает, что цвета, особенно голубые оттенки, будут переданы на фотографии намного лучше, чем при использовании только ламп накаливания. Во-вторых, вспышки работают на протяжении короткого промежутка времени, поэтому, применяя их, можно меньше беспокоиться о движении объекта во время съемки. И наконец, вспышки дают меньше тепла при работе, собственно, люди, которых вы фотографируете, не будут чувствовать себя находящимися в сауне. Применяя различные средства для изменения освещения (зонты, рассеиватели), вы никогда не увидете свой дом в огне.

Преимущества имеют и постоянные источники света.

  • Во-первых, они намного дешевле, чем сравнимые с ними по характеристикам студийные вспышки (немаловажный фактор если ваш бюджет ограничен).
  • Во-вторых, их можно использовать совместно с любой моделью цифрового фотоаппарата, даже такой, которая не оснащена разъемом Hot Shoe или разъемом для подключения синхронизирующего кабеля, поскольку в данном случае никакой синхронизации не требуется. Это может существенно повлиять на ваш выбор, если только вы не планируете в ближайшее время приобрести новый фотоаппарат!
  • И наконец если вы снимаете видео, постоянные источники света можно использовать для освещения сцен при съемке; обычные вспышки для подобных задач совершенно не подходят.

Отличие между студийной вспышки от портативной

В каких случаях нам следует отдавать предпочтения студийной вспышке перед портативных, а в каких – наоборот? Студийные вспышки содержат специальные источники света для моделирования, благодаря которым возможен "предварительный просмотр" работы источников света при съемке. Источники света для моделирования автоматически выключаются в момент срабатывания основной вспышки, а значит, не оказывают никакого влияния на процесс съемки. Благодаря им вы сможете правильно разместить все дополнительные источники света еще до того, как снимите первый кадр. Без этих устройств вам пришлось бы сначала сделать несколько пробных снимков и просмотреть их на ЖК-экране, прежде чем сделать вывод о том, чего именно следует ожидать от вспышек во время съемки. Некоторые студийные вспышки обеспечивают гораздо более высокую мощность, чем встроенные вспышки, кроме того, их источник питания – обычная электросеть, а не дорогостоящие аккумуляторы.

Так какому же типу источников света отдать предпочтение? Выполните следующие шаги, чтобы найти ответ на этот вопрос.

1-й шаг. Изучение объекта съемки.

Если вы фотографируете преимущественно людей, лучше всего отдавать предпочтение вспышкам. С ними удобнее работать: они вспыхивают мгновенно и работают на протяжении очень короткого промежутка времени. Помимо этого, вы сможете избежать размытой фотографии даже в том случае, если фотографируемый человек пошевелится во время съемки. Если вы снимаете, в основном, натюрморты или предметы для продажи на аукционе, предпочтение можно отдавать как постоянным источникам света, так и вспышкам. Если цветопередача достаточно важна, выберите студийную вспышку.

2-й шаг. Возможность использования внешних вспышек.

Этому шагу следует уделить особое внимание, поскольку некоторые модели цифровых фотоаппаратов просто-напросто не позволяют использовать внешние вспышки. Конечно, из подобной ситуации можно найти выход, применив внешнюю вспышку, которая реагирует на свет от встроенной вспышки фотоаппарата. Однако в некоторых ситуациях такое решение неприменимо. Внимательно изучите руководство пользователя, прилагаемое к вашему фотоаппарату, чтобы узнать, какие именно средства синхронизации вспышек он поддерживает. Если фотоаппарат оснащен разъемом Hot Shoe, возможно использование переходника для подключения студийной вспышки. Например, переходник Wein Safe Sync (www.saundersphoto.com/html/wein.htm) позволяет не только подключить вспышку к фотоаппарату, но и предохранить фотоаппарат от повреждения в результате возникновения разницы потенциалов.

3-й шаг. Оценивание доступных средств.

Еще несколько лет тому назад набор хороших студийных вспышек стоил достаточно дорого. Сейчас цены значительно снизились, а цифровые фотоаппараты становятся не только дешевле, но и функциональнее. Все эти тенденции отразились и на стоимости высококачественных студийных вспышек. Вашего внимания заслуживают монолампы (которые представляют собой вспышку и блок питания, находящиеся в одном корпусе) от компании AlienBees. Их можно приобрести или отдельно, или в составе недорогого набора, также включающего в себя качественные стойки и зонты. Конечно, понятие недорогое в данном случае довольно относительно. Профессиональные вспышки с отдельными блоками питания могут стоить несколько тысяч долларов. Простой набор от компании AlienBees, в состав которого входят две вспышки, две стойки, а также два зонта, можно приобрести за $600.

4-й шаг. Выбор вспышки или постоянного освещения.

Если, выполнив 2-й шаг, вы пришли к выводу, что ваш цифровой фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, принять необходимое решен будет непросто. Использование постоянных источников света возможно, а внешних вспышек – нет. Конечно, если вы планируете приобрести новый цифровой фотоаппарат то подобные выводы могут оказаться неплохим мотивирующим фактором для того, чтобы приобрести фотоаппарат как можно быстрее. Если же качество фотографий, которое обеспечивает ваш нынешний цифровой фотоаппарат, вас полностью устраивает, пришло время отправиться в магазин за постоянными источниками света.

Если ваш цифровой фотоаппарат поддерживает синхронизацию с внешними вспышками, вам придется выбирать из нескольких возможных вариантов. Конечно, использование постоянных источников света возможно. С ними намного проще работать, а стоимость гораздо ниже, чем у студийных вспышек. Также допускается применить несколько вспышек Hot Shoe, закрепив их на стойках и направив на зонты. Этот вариант особенно удачен в том случае, если у вас уже есть вспышки Hot Shoe или же вы планируете приобрести их для определенных целей. Недостаток вспышек Hot Shoe состоит в отсутствии моделирующих ламп, по причине чего вы не сможете оценить действие вспышки, не получив несколько пробных снимков. Если вы намерены серьезно заняться съемкой в помещении, а ваш бюджет не очень ограничен, приобретите несколько хороших студийных вспышек.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.