Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Динамическая обработка уровня

Но опустив порог слишком низко, вы рискуете поднять, кроме полезного сигнала, также уровень шумов. А излишне выровняв громкости, лишите фонограмму динамики, живости – пропадут акценты в исполнении. Как говорится, дурацкое дело – не хитрое, особого труда не составит всю песню скомпрессировать так, что звуки будут иметь одинаковую громкость. Слышно будет отлично. Но приятно ли будет слушать такую музыку, где никто ни разу не споет и не сыграет потише или погромче, а так и будет бубнить с одинаковой силой от начала до конца?!

Еще два параметра динамической обработки могут иной раз весьма пригодиться.

Движок Attack (атака) управляет работой компрессора в самом начале сигнала. Дело в том, что когда уровень поднимается выше порога (Threshold), компрессор включается не сразу, а с заданным этим движком запозданием. Благодаря этому случайные короткие пики в обработку просто не попадают, н это хорошо. Однако есть у этого дела и обратная сторона: например, работая с партией барабанов, вы должны учитывать, что у ударных очень короткое время нарастания (атака), так что если хотите, чтобы барабаны были скомпрессированы, тащите этот движок влево.

Движок Release управляет "хвостом" эффекта – временем отпускания. Когда уровень сигнала падает ниже порога, обработка еще некоторое время продолжается (может, он ненадолго? – надеется компрессор, – может он сейчас опять подскочит?).

И этим, кстати, грех не воспользоваться. Например, вы компрессируете соло-гитару с длинным звучанием (сустэйн, как это называется по-русски). Можете таким способом сделать "хвост" подлиннее, чтобы поддержать слабые концы музыкальных фраз. Но делайте этот так, чтобы не зацепить мусор – шум, который неизбежно вылезает, когда вы поднимаете уж слишком слабый сигнал.

В списке пресетов вы найдете два образна чистых компрессоров – 2:1 compression и 3:1 compression. Первый, помягче, чаще используется для обработки акустической гитары, второй, пожестче, – для голоса или ритм-гитары. Впрочем, все зависит от конкретной фонограммы. Может оказаться, что для гитары лучше взять компрессию 2:1, а для соло-гитары сместить Ratio до уровня 5:1 или даже выше.

Пробуйте, смотрите, что выходит, причем не только в выделенном фрагменте, но и по сравнению с соседними фрагментами. Если обработали песню целиком, не поленитесь и прослушать ее целиком – иногда где-то в середине или в конце вдруг такое выскочит, какого пу никак нельзя было ожидать.

Кроме чистых компрессоров в списке пресетов есть и комбинированные, например, Compressor/Gate – компрессор с шумоподавлением (см. рис. 3.30, а). Правая часть кривой задает обычный компрессор 4.8: 1, а вот левая обрезает все слабые сигналы. Ворота (gate – ворота по-английски) установлены на уровне – 60 дБ.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Динамическая обработка уровня
Рис. 3.30. Пресеты с шумоподавлением

Показанный справа пресет Soft Noise Gate (мягкое шумоподавление) – уже не является компрессором вообще. Он отрезает еще больше слабых звуков (граница проходит в районе 55 дБ), но кривая усиления сразу же идет круто вверх (тихая музыка в диапазоне от 55 до 36 дБ усиливается довольно значительно), а потом выходит на нулевое усиление. Этот пресет, и правда, работает достаточно мягко. Впрочем, все это вы должны проверить сами н понято, насколько он мягкий, нужна ли вам сейчас такая мягкость и так далее.

Кстати, в SF есть и специальная команда – Effects › Noise Gate, выполняющая те же задачи. Но она попроще, настройки те же, только их меньше, так что специально мы говорить о ней не будем – возьмите и поглядите.

При низком уровне полезного сигнала и высоком уровне шумов придется очень хорошо поработать с порогом, а также со временем атаки и отпускания. Если опустить порог слишком низко, а эти времена оставить длинными, то много шума будет пролезать. Если сделать порог слишком высоким, а времена задать слишком короткие, то будет срезаться музыка.

Однако, как ни мудруй с настройками, при достаточно высоком уровне шипения, поскрипывания, гудения или какого-нибудь посвистывания совсем отделаться от шумов при помощи гейта, возможно, и не удастся.

Конечно, можно на это сказать, что надо правильно ставить микрофон. верно выставлять уровень записи, тогда и не будет никаких проблем с шумами. Но это не всегда от нас зависит. Иной раз и не сами вы эту запись делали, а работать с пей приходится. Или появление шумов неизбежно: скажем, вы сгоняете музыку в компьютер с виниловых пластинок.

Есть целый класс плагинов-шумодавов (денойсеров), устроенных на совершенно иных принципах, например, плагин Noice Reduction той же фирмы Sonic Foundry. Тут вы выделяете на своей фонограмме участок тишины – без музыки, но с шипением-скрипением. Плагин анализирует частотный состав этого шипения-скрипения, а потом вырезает из фонограммы именно те частоты, которые так сильно мешали. Особенно эффективно удаляется низкочастотное гудение.

Правда, и звук не остается таким, каким был: вырезать из живого звука кусок спектра и рассчитывать, что все останется так же круто, как было, не стоит. Но для реставрации плохих записей пользоваться подобными программками все же вполне можно. По принципу меньшего из зол.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.