Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Внешний вид и органы управления

Перемещение по композиции

Чтобы поставить курсор в нужную вам точку композиции, есть три способа:

  • щелчок мышкой по свободному месту или по фрагменту (клипу) на правой панели (см. рис. 4.5);
  • щелчок но линейке вверху;
  • щелчок по серой полоске внизу.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Внешний вид и органы управления
Рис. 4.5. Куда надо щелкнуть, чтобы установить курсор на новое место

Правда, по клипам щелкать небезопасно, потому как сплошь и рядом вместо щелчка происходит небольшое перетаскивание. Вполне можно этого не заметить, а потом долго удивляться, почему вся музыка разъехалась.

Очень удобно пользоваться клавиатурными комбинациями для перемещения курсора:

  • CTRL + PgUp и CTRL + PgDn переносят курсор на следующий или предыдущий
  • CTRL + End, CTRL + Home – в конец и начало;
  • F8 и F7 – в конец и начало выделенной области.

Клавиша F5 вызывает команду перехода по времени – время надо будет ввести вручную.

Еще один удобный способ быстрого перехода между фрагментами композиции – разметить ее маркерами ("вступление", "1 куплет", "1 припев", "2 куплет", "2 припев", "проигрыш…", "кода"), а потом быстро переходить от маркера к маркеру.

Ставится маркер клавишей F11 (в позиции курсора) или командой Insert Marker в контекстном меню верхней линейки (в произвольном месте – куда мышкой ткнете). Вас попросят ввести имя маркера и, если это требуется, скорректировать время. Имя маркера можно будет прочесть под верхней линейкой (на рисунке 4.5 тут два маркера с именами 111 и 222).

Для быстрого перехода к следующему или предыдущему маркеру используются комбинации CTRL + SHIFT + PageDn и CTRL + SHIFT + PageUp. Можно воспользоваться также кнопками панели Markers (см. рис. 4.6). В левом списке вы найдете весь список маркеров для быстрого перехода к любому из них, а далее идут две кнопки для перехода к предыдущему и следующему маркерам.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Внешний вид и органы управления
Рис. 4.6. Панель Markers

Самый правый список называется Default Groove-Clip Pitch, о том, что это такое и для чего, мы с вами поговорим в главе "Ритмизованные клипы".

Время абсолютное и музыкальное

На панели Position (см. рис. 4.7) два черных окошка, показывающих текущее положение курсора. Зачем два?

Затем, что Sonar измеряет время двумя способами:

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Внешний вид и органы управления
Рис. 4.7. Панель Position

  • левое окошко показывает музыкальное время: сколько прошло полных тактов, сколько ударов (четвертушек или восьмушек) и тиков (минимальных единиц темпа) – такты:доли такта:тики,
  • а правое показывает абсолютное время в формате часы:минуты:секунды:кадры. (Кадрами (frame) называются в Сонаре минимальные единицы длительности звука – те самые, которые в Sound Forge назывались сэмплами.)

В проектах, состоящих только из MIDI-дорожек или же в комбинированных (MIDI+аудио), нам важнее будет музыкальное время, а при работе со звуковыми проектами без MIDI, где никаких осмысленных тактов может просто не быть, мы будем пользоваться абсолютным временем.

На самом деле, окошки эти – не просто индикаторы. В любое из них можно встать мышкой и ввести другое время для курсора. Нажмете Enter и тут же перескочите в эту точку.

Для перемещения предназначен и движок, который позволяет быстро переходить на любой участок композиции.

А кнопочки Go To From и Go To Thru помогут быстро поставить курсор в па-чало и конец выделенной области.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.