Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сохранение и открывание файлов

Sonar сохраняет композицию (проект) в файле собственного формата Cakewalk Project (расширение .cwp). Когда секвенсор этот назывался еще Cakewalk Audio или Cakewalk Pro Audio, в нем использовались файлы с другим расширением – .wrk. Смена расширения не случайна – cwp-файлы и wrk-файлы устроены по-разному. Причем Сонар отлично понимает и нормально загружает файлы Кейкуока, а вот Кейкуок файлов Сонара, увы, не понимает. Но так всегда бывает при переходе на новый формат данных – вспомните хотя бы Microsoft Word, поменявший формат документов при переходе от версии 7.0 к версии 97.

Сами cwp-файлы имеют очень скромные размеры: 100, 200, 300 КБ, притом что композиция может содержать десяток-другой аудиотреков длиной в несколько минут, что, как мы помним из предыдущего раздела, должно бы занимать уж никак не килобайты, а мегабайты, а то и десятки мегабайт. Чудеса?

Да нет, никаких чудес. Просто Sonar держит звуковые файлы отдельно от проектов в поддиректории Audio Data, которая по умолчанию располагается в директории Cakewalk Projects.

Во избежание недоразумений, советую сразу задуматься над тем, правильное ли это местоположение для аудиофайлов. Особенно если Audio Data оказывается на одном диске с системой. Ведь звуковые файлы занимают по-настоящему много места и при интенсивной работе со звуком быстро забьют диск, так что системе места не останется. Кроме того, обращение к этим файлам требует времени: в тот момент, когда диск потребуется системе или другой программе, он может оказаться занят некой длительной операцией с wav-файлами. И наоборот, для того чтобы прочесть или записать файл, Сонару придется дожидаться, пока браузер или, например, Word откроет ему доступ к диску.

Конечно, операционная система организует для разных программ совместный доступ к диску. Но все равно задержки могут быть весьма значительными для такого чувствительного дела, как работа со звуком.

Так что лучше бы перенести аудиопапку на другой раздел диска, а лучше всего – па другой физический диск. Причем звуковые файлы стоит поместить на тот из ваших дисков, который и размером побольше, и работает пошустрее.

Чтобы поменять адрес панки звуковых файлов, зайдите в окно общих настроек программы (команда Global в меню Options) и на странице Audio Data укажите новый адрес звуковых данных в строке Global Audio Folder (см. рис. 4.23). Можно нажать кнопочку с троеточием и отыскать папку на диске.

Кроме самих аудиофайлов Sonar хранит на диске также изображение волны для каждой из дорожек, что позволяет быстрее загружать файлы в секвенсор. Обычно картинки хранятся там же, где и звуковые файлы, в поддиректории Picture или Picture Cashe. Файлы эти (с расширением .mov) невелики, но перенося основную папку звуков в другое место, перенесите и картинки – строка Picture Folder.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Сохранение и открывание файлов
Рис. 4.23. Меняем адрес папки звуковых файлов

Cakewalk для этой же цели создаст поддиректорию Wavedata и папке самой программы в Program Files.

После изменения местоположения папки аудио попытка загрузить в программу любой из ранее записанных проектов приведет Sonar в растерянность: "А где же аудиофайлы?" – спрашивает он (см. рис. 4.24). Если вы нажмете кнопку Skip (пропустить) или Skip All (пропустить все), проект загрузится, но звуковые дорожки окажутся пусты. Лучше этого не делать, а воспользоваться виндоузовскими средствами навигации (кнопочкой выхода из папки, выпадающим списком папок и дисков), дойти до старого местоположения аудиоданных и нажать кнопку Открыть.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Сохранение и открывание файлов
Рис. 4.24. Потерялись аудиоданные!

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.