Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Обработка звука в реальном времени

Онлайновые компрессоры

Устройств для динамической обработки звука в Сонаре вообще полно. В меню Timeworks есть мастеринговый плагин CompressorX (Sonar XL), а в меню Cakewalk еще четыре команды, и все они выполняют операции динамической обработки: Fx Compressor/Gate – компрессор и гейт, Fx Expander/Gate – экспандер и гейт, Fx Dynamics Processor – компрессор и любые другие динамические обработки, а Fx Limiter – ясное дело, лимитер. В саундфорджевском разделе (глава "Динамическая обработка уровня") мы с вами уже разбирались с тем, что это все такое и как настраивается.

На рисунке 4.85 вы видите диалоговое окно самой универсальной из сонаровских обработок – динамического процессора. Остальные обработки выглядят почти так же, но они более специализированные. Соответственно, ручек всяких у них меньше и возможности поскромнее. Зато ничего лишнего.

Если вы начнете мышкой перестраивать график вход-выход, то убедитесь что плагин Expander/Gate позволяет двигать только два узелка кривой: нижний, который пересекается с горизонтальной осью, и точку излома, Compressor/Gate – четыре точки (верхнюю, нижнюю и две посредине), а Dynamics Processor позволяет не только перетаскивать все узелки, но и создавать новые, то есть создавать абсолютно любую зависимость уровня на выходе от уровня на входе.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Обработка звука в реальном времени
Рис. 4.85. Компрессор Cakewalk FX Dynamics Processor

Если не нажата кнопка Soft knee, то график состоит из отрезков прямой, если же кнопочку придавить, то программа будет скруглять углы. Соответственно и обработка будет мягче.

Dynamics Processor использует три алгоритма работы, которые выбираются в секции Detection Algorithm:

  • Peak (обработка по пиковым уровням) используется в основном в лимитерах – для того, чтобы ни один, даже самый короткий пик не вызывал перегрузок;
  • Average (обработка по среднему уровню) чаще всего используется для обработки инструментальных соло;
  • RMS (обработка по среднеквадратичному уровню) годится для обработки речи и вокала.

Кроме того, в секции Stereo Interaction можно выбрать один из двух алгоритмов обработки стереозвука:

  • если нажата кнопка Maximum, то обработка идет обычным способом: звук в каналах усиливается или ослабляется в одинаковой степени в соответствии с тем,.каковы уровни сигналов в них;
  • если же нажата кнопка Side Chain, то программа просматривает уровни только в левом канале, а применяет обработку только к правому. Авторы программы предлагают таким странным образом управлять уровнями аккомпанемента в зависимости от уровней вокала.

Fx Limiter – самая простая из команд динамической обработки. У нее в окошке нет даже графика, а из всех рукояток присутствуют только две – общее усиление (Output Gain) и максимальный уровень, громче которого ничего не должно быть (Limiter Thr). Этот уровень можно задать в пределах от – 40 до – 0.1 дБ.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Обработка звука в реальном времени
Рис. 4.86. Timework CompressorX

На рисунке 4.86 показан другой образчик программистского искусства – 64-битный компрессор фирмы Timework. Здесь никаких графиков, только движки, кнопки и индикатор уровня. Если вы более или менее разобрались с параметрами компрессора, как пользоваться этим прибором вы поймете, достаточно прочесть названия движков. Ну, и конечно, посмотреть, какие параметры предлагаются для тех или иных пресетов.

Онлайновые обработки MIDI-дорожек

Для MIDI-треков такого изобилия обработок, как для аудио, нет и, наверное, никогда не будет. В списке MIDI Effects есть уже упоминавшийся Arpeggiator (см. главу "Гитарный гриф"), есть драм-машина (см. одноименную главу), есть квантизация (Quantize), транспонирование, громкость, задержка и прочие эффекты, которые довольно редко используют в качестве онлайновых обработок. А вот основные обработки звука – ревербератор, компрессор, эквалайзер – в списке MIDI Effects напрочь отсутствуют. В чем дело?

В том, что такие трансформации MIDI-звука, как реверберация, компрессия и эквилизация, выполняет обычно эффект-процессор звуковой карты. Если такового на вашей карте нет, то нет и обработок. А если есть, то он делает это сам, без помощи секвенсора.

Ну, нет, и не надо! Все равно в конце работы необходимо будет перевести MIDI-музыку в аудио (если, конечно, цель вашей работы – не MIDI-файл без живого звука, а музыкальный компакт-диск или mp3-файл для размещения в интернете). Переведете, тогда и обработаете.

Если вы пользовались одним из онлайновых MIDI-эффектов, вы сможете наложить этот эффект на дорожку (применить эффект), выделив эту дорожку и запустив команду Apply MIDI Effects в меню Process.

Скажем, драм-машина в онлайновом режиме не рисует на дорожке никаких нот, дорожка может оставаться совершенно пустой. После того как вы примените эффект, на ней появятся ноты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.