Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.

Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр.

Сильная доля – это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле.

Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные. Двухдольный метр содержит одну сильную долю и одну слабую, трехдольный, размер – одну сильную и две слабые.

Сложные метры происходят от слияния простых, например если соединить двухдольный метр и трехдольный получится пятидольный и т. д. (рис. 1.10).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.
Рис. 1.10. Сложный пятидольный метр

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом и в нотном письме обозначается тактовой чертой, в дальнейшем границу такта (тактовую черту) мы будем обозначать значком "|". В случае со сложным метром вторая сильная доля считается относительно сильной.

Ритм образуется от деления сильных и слабых долей на равные или неравные части (рис. 1.11).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.
Рис. 1.11. Различные ритмические рисунки

Тактовый размер обозначается двумя цифрами при ключе после знаков альтерации, одна над другой (рис. 1.12).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.
Рис. 1.12. Тактовый размер

Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя – длительность каждой доли.

Синкопа – это смещение акцента (ударения) с сильной доли на слабую долю (рис. 1.13).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.
Рис. 1.13. Синкопа

Темп – скорость движения в музыке. Он является в музыке одним из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины (в основном, на итальянском языке) или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту (рис. 1.14).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Метр. Ритм. Такт. Тактовый размер. Темп.
Рис. 1.14. Обозначение темпа

Медленные темпы:

  • Largo – широко;
  • Lento – протяжно;
  • Adagio – медленно;
  • Grave – тяжело.

Умеренные темпы:

  • Andante – спокойно, не спеша;
  • Andantino – подвижнее;
  • Moderate – умеренно;
  • Sostenuto – сдержанно;
  • Allegretto – оживленно;
  • Allegro moderate – умеренно скоро.

Быстрые темпы:

  • Allegro – скоро;
  • Vivo – живо;
  • Vivace – живее;
  • Presto – быстро;
  • Prestissimo – очень быстро.

Для уточнения оттенков движения при отклонении от основного темпа применяются дополнительные обозначения:

  • molto – очень;
  • assai – весьма;
  • con moto – с подвижностью;
  • commodo – удобно;
  • non troppo – не слишком;
  • non tanto – не столь;
  • sernpre – все время;
  • meno mosso – менее подвижно;
  • piu mosso – более-подвижно;
  • ritenuto – сдерживая;
  • ritardando – запаздывая;
  • allargando – расширяя;
  • rallertando – замедляя;
  • accelerando, stingendo – ускоряя;
  • animando – воодушевляясь;
  • stretto – сжимая;
  • a tempo – в темпе;
  • tempo primo – первоначальный темп.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.