Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Лад и тональность

Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22.

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства

Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:

  • диезы: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;
  • бемоли: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков

Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.24. Гармонический мажор

Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.25. Мелодический мажор

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом.

Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая – большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал – чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26).

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.26. Натуральный минор

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.