Иллюстрированный самоучитель по виртуальному звуку

Работа с plug-ins в SAWStudio

Особенность обработки звука plug-ins в окне FX F-Res Patches

Давайте заглянем в программу несколько глубже, чем это предлагается обычному пользователю. И сделаем это не из праздного любопытства, а для того, чтобы лучше понимать процессы, происходящие "на поверхности".

Несмотря на то что алгоритмы программы почти всегда являются "секретом фирмы", некоторое общее исследование провести можно.

В качестве "инструмента исследования" возьмем программный битоскоп AnalogX BitPolice (www.analogx.com), который подключается как DirectX plug-in.

В программе SAWStudio кнопки FX слотов всех Input-каналов и Return-каналов имеют желтый цвет. А у Output-канала имеется еще и красная FX – кнопка, рядом с которой написано Final Res (Финальное разрешение).

Сделано это не случайно:

  • обработка звука plug-ins, подключенными в "желтые" слоты, производится с 24-битным разрешением;
  • plug-ins, подключенные в "красные" слоты, обрабатывают звук с финальным разрешением.

Поясним отличия, обозначенные разным цветом.

Финальное разрешение – это разрешение (или разрядность) мультитрека, установленное в меню MultiTrack › Resolution.

Примечание
Этот параметр должен соответствовать возможностям аудиооборудования. Как правило, мультимедийные звуковые карты позволяют воспроизводить только 16-битный звук. Поэтому после установки разрешения, превышающего возможности оборудования, будет выдано предупреждающее сообщение в момент старта воспроизведения
.

Необходимо помнить о важности сохранения промежуточных результатов обработки в файлах с высокой разрядностью. (Об этом мы подробно писали в книге "'Живая музыка на PC", БХВ-Петербург, 2001.)

В SAWStudio эта возможность реализуется благодаря тому, что внутри программы исходные звуковые файлы преобразуются к более высокой разрядности. Поэтому разрядность виртуальной обработки выше исходной разрядности АЦП 16-битной звуковой карты.

При виртуальном сведении 16-битная звуковая карта может влиять на качество только с точки зрения мониторинга.

В SAWStudio могут одновременно сводиться 16, 20 и 24-битные файлы, а финальное разрешение целиком зависит от возможностей применяемого оборудования и задачи.

Примечание
В дальнейшем мы подробно рассмотрим процесс сведения в финальный файл с 24-битным разрешением, команды BuiltMix To… и т. д
.

Из всего этого следует простой вывод: при 16-битном оборудовании не следует подключать plug-ins в слот Final Res (окно FX F-Res Patches). В архитектуре SAWStudio обработка в слоте Final Res будет производиться после подпрограммы дизеринга и подпрограммы "мягкого" клиппирования (Dithering – сглаживание полутонов, Soft-Clipping – клиппирование).

Команды меню MultiTrack

Команда MultiTrack Soft-Clipping вызывается через меню MultiTrack и обеспечивает алгоритм "мягкого" клиппирования. Это означает, что если выходной сигнал мультитрека превышает уровень 0 дБ, то ограничение происходит мягкое (едва заметное на слух). Последующая обработка в слоте Final Res в 16 битах может вызвать дополнительное ограничение сигнала.

В документации к SAWStudio рекомендуется отключать режим "мягкого" клиппирования. Во-первых, это высвобождает ресурсы центрального процессора. А во-вторых, если перегрузку выше уровня 0 дБ не маскировать с его помощью, то можно вовремя предупредить ошибки сведения.

Подменю Dither меню MultiTrack содержит четыре пункта, из которых один соответствует выключенному состоянию, а три остальных разным алгоритмам дизеринга. В выборе алгоритма дизеринга не существует четких правил. Мы рекомендуем его вообще отключить и сводить в файл с 24-битным разрешением. И дизеринг применять только однократно – на заключительной стадии мастеринга Audio CD (к этому мы вернемся позже, в разд. "MS-мастеринг в SAWStudio").

Проведем небольшое исследование. Подключим битоскоп в разрыв Input-канала после регулятора громкости и панорамы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.