Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5

Обрабатываем паузы, стыки фрагментов и амплитуду сигнала

Формируем абсолютную тишину на заданном участке волновой формы

Если в фонограмме есть продолжительные паузы, то в них становятся более заметными шумы, записанные вместе с полезным сигналом.

В Adobe Audition есть несколько способов борьбы с шумами в паузах. Один из них – замена звука, имеющегося в паузах, на абсолютную тишину. На практике это означает, что значения всех звуковых отсчетов в заданном фрагменте приравниваются к нулю.

Абсолютная тишина на выделенном участке волновой формы создается после применения команды Effects › Silence.

Чтобы уяснить сущность этой функции, сравните рис. 5.10 (исходный сигнал) и рис. 5.11 (тот же сигнал после обработки командой Effects › Silence).

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Избавляемся от огрехов записи, шума и искажений › Обрабатываем паузы, стыки фрагментов и амплитуду сигнала
Рис. 5.10. Пример исходного сигнала

Команда Silence может пригодиться в том случае, когда части полезного сигнала (слова, фразы) отделены друг от друга протяженными паузами, в которых ничего нет кроме шума (см. рис. 5.10). Она незаменима, если все фрагменты полезного звукового сигнала должны оставаться на своих местах, а удаление пауз недопустимо.

Если допускается смещение фрагментов полезного сигнала во времени, то можно просто вырезать паузы из фонограммы или применить средство автоматизации этого процесса, имеющееся в Adobe Audition (команда Edit › Delete Silence [10, разд. 4.8]).

В ряде ситуаций, наоборот, нужно "раздвинуть" отдельные фрагменты на определенный интервал, добавив между ними паузы заданной длительности.

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5 › Избавляемся от огрехов записи, шума и искажений › Обрабатываем паузы, стыки фрагментов и амплитуду сигнала
Рис. 5.11. Сигнал после обработки командой Silence

Конечно, есть смысл сделать так, чтобы вновь введенные паузы не содержали шумов. В таких случаях целесообразно воспользоваться командой Generate › Silence, открывающей окно Generate Silence, в котором есть поле для ввода длительности паузы. После нажатия кнопки ОК волновая форма будет разделена в точке расположения маркера, а справа от нее появится участок заданной длительности, содержащий абсолютную тишину. Левая часть исходной волновой формы останется на месте, а начало ее правой части переместится в конец сформированной паузы.

Если паузы коротки и их много, то становится хлопотно выделять вручную каждую из них с целью последующей замены шума абсолютной тишиной. Разумнее применить шумоподавление. Нужно, однако, понимать, что путем применения алгоритмов шумоподавления нельзя достичь абсолютной тишины, а можно только более или менее эффективно снизить уровень шума.

Вместе с тем, некоторые специалисты считают, что шум в паузах хотя и должен быть ослаблен, но полностью удалять его (например, заменяя абсолютной тишиной) не следует. Скачки от идеально тихих фрагментов к фрагментам, где наряду с речью либо музыкой содержится шум, иногда бывают заметными и раздражают слушателя.

Не станем сейчас заменять абсолютной тишиной паузу между дублями в файле EX05_02.WAV. Дело в том, что мы планируем применить к файлу одно из средств шумоподавления, имеющихся в Adobe Audition. Оно основано на том, что программа вычисляет значения спектральных составляющих предъявленного ей шума и затем вычитает их из соответствующих спектральных составляющих смеси "сигнал + шум". Если в волновой форме имеется участок абсолютной тишины, то после шумоподавления он будет заменен инвертированным шумом. Из сказанного следует, что если вы решите вставить в волновую форму фрагменты абсолютной тишины, то делать это целесообразно после шумоподавления, а не до него.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.