Иллюстрированный самоучитель по Adobe Audition 1.5

Разбираемся в сущности динамической обработки

Рассмотрим подробнее перечисленные параметры.

Порог срабатывания определяет уровень, при превышении которого компрессор начинает управлять усилением (иногда говорят, что он находится в активном состоянии). До тех пор пока значение уровня сигнала меньше порогового, компрессор не воздействует на сигнал (компрессор находится в пассивном или выключенном состоянии). От величины порога зависит, коснется ли обработка только отдельных пиков, или сигнал будет подвергаться компрессии постоянно.

Коэффициент компрессии (сжатия) определяет степень сжатия динамического диапазона сигнала, имеющего уровень выше порогового. Численно он равен отношению уровня сигнала на выходе работающего компрессора к уровню сигнала на его входе. Например, коэффициент компрессии 2:1 означает, что изменение уровня входного сигнала на 2 дБ вызовет изменение уровня выходного сигнала только на 1 дБ. Часто на практике применяется именно такое отношение, хотя иногда приходится устанавливать и более высокие значения. Если коэффициент компрессии установлен, скажем, в пропорции 20:1 или больше, то получается режим ограничения. Это значит, что если на входе появляется сигнал, превышающий установленный уровень, то сигнал на выходе практически не будет усилен. Абсолютному ограничению соответствует коэффициент компрессии "Бесконечность:1", но на практике величины отношений больше, чем 20:1, дают такой же эффект.

Время атаки определяет, насколько быстро компрессор будет реагировать на сигналы с уровнем выше порогового. При больших значениях параметра attack time компрессор, вероятнее всего, не будет успевать отслеживать резкие увеличения уровня входного сигнала. В сигнале на выходе компрессора будут присутствовать пики. Если значение параметра attack time мало, то можно практически исключить возникновение пиков сигнала при скачкообразном увеличении его уровня. Однако при этом звучание может стать недостаточно акцентированным.

Время восстановления – это время, за которое компрессор выходит из активного состояния после падения уровня сигнала ниже порогового. Если время восстановления слишком велико, то компрессор дольше находится в активном состоянии и воздействует на динамический диапазон даже тогда, когда это нежелательно. Это дает заметный на слух эффект пульсации звука, т. к. компрессия не приводит к сглаживанию сигнала. При малом времени восстановления обеспечивается более существенное сглаживание. Но в тех ситуациях, когда уровень входного сигнала постоянно колеблется в окрестностях порогового значения, возможно возникновение эффекта "захлебывания". Подбор оптимального времени восстановления основан на поиске компромисса. Обычно рекомендуется для инструментальной музыки в качестве грубого приближения и отправной точки для более тонкой настройки выбирать время восстановления порядка 500 мс. Это соответствует промежутку между двумя тактами при темпе 120 четвертей в минуту.

Компенсирующее усиление (makeup gain) бывает необходимо для того, чтобы восполнить ослабление сигнала, которое имеет место при некоторых видах динамической обработки. Например, если ограничить сигнал на уровне -5 дБ, то его динамический диапазон станет уже, ну, а звук – тише. Вот здесь-то и поможет усиление сигнала на 5 дБ.

Восприятие музыки зависит от динамического диапазона, т. к. динамика позволяет передать эмоциональное содержание. Если совершенно сгладить динамику, оставив один неизменный средний уровень, то получится музыка, которую неинтересно слушать.

Неопытный вокалист обычно допускает большие перепады в громкости. В результате некоторые слова тонут в общем звучании музыки, а другие, наоборот, слишком выделяются. Поэтому при записи вокала всегда используется компрессия.

Когда у вокалиста есть проблемы с шипящими звуками, а смена типа микрофона и его расположения не исправляет ситуацию, тогда при сведении стоит использовать компрессор в режиме деэсера, в котором устраняются свистящие и шипящие согласные в вокальной партии.

Если путем фильтрации при помощи внешнего эквалайзера подавить все низкие частоты, поступающие на вход канала управления, компрессор будет реагировать только на высокочастотные звуки. В таком случае сигнал, управляющий компрессором, формируется только из компонентов исходного аудиосигнала, составляющих свист и шипение. В этом и заключается принцип действия деэсера. Выбор частотных составляющих, на которые надо повлиять, производится на слух. Эквалайзер, включенный в канал управления компрессором, должен усиливать частоты в области 4-10 кГц. Однако нужно подобрать точную АЧХ. Для этого можно сначала прослушивать аудиосигнал без компрессии, пропуская его только через эквалайзер и настраивая его фильтры до тех пор, пока свистящий призвук не будет максимально слышен. Для этих целей подходят параметрические эквалайзеры.

В составе виртуального прибора динамической обработки программы Adobe Audition имеется фильтр, позволяющий реализовать деэсер. Несколько вариантов деэсера содержатся в фирменных пресетах, входящих в поставку программы.

Выбор частоты эквалайзера около 50 Гц поможет устранить "плевки" в записи вокала, вызванные взрывными согласными, из которых самая неприятная – "п". Но лучше все же постараться уменьшить "плевки" на этапе записи (при помощи микрофона с акустическими фильтрами или сетчатым экраном), чем потом пытаться исправить это при сведении.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.