Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Синхронизация Cubase SX с внешними устройствами. Применение технологии ТruеТаре.

Если вы предполагаете использовать Cubase SX в составе студии, оснащенной различными устройствами, требующими синхронизации (магнитофоны, видеомагнитофоны, секвенсоры и др.), следует принять соответствующие меры и настроить параметры синхронизации в Cubase SX.

Вообще говоря, данный раздел следует считать обзорным. Он полезен, в первую очередь, для тех, кто имеет слабое представление о технологиях, используемых в аудио/видеостудиях.

Нужно понимать, что синхронизация – понятие многообразное. В разд. 2.5 мы затрагивали вопрос синхронизации аудиоинтерфейса компьютера с внешним оборудованием. В том случае речь шла о синхронизации звуковых потоков с точностью до одного звукового отсчета (sample) посредством master-clock. В данном разделе мы будем говорить об адресно-временной синхронизации (синхронизации темпа или временных отметок) и синхронизации по управлению (синхронизация транспорта). Пример: если вы подводите указатель текущей позиции Cubase SX к отметке 00:02:10:00 (2 минуты 10 секунд от начала проекта) и запускаете воспроизведение, то на студийном видеомагнитофоне воспроизведение видеоролика должно начаться с этой же отметки.

Cubase SX может выступать в качестве различных с точки зрения участия в процессе синхронизации устройств:

  • Master – ведущее устройство, генерирующее синхросигнал;
  • Slave – ведомое устройство, подстраивающееся под синхросигнал других устройств;
  • одновременно и Master, и Slave – Cubase SX получает синхросигнал от одного устройства и передает его другим устройствам. Для последних Cubase SX является ведущим.

Основные способы адресно-временной синхронизации:

  • Timecode (временной код) – в синхросигнале передаются временные отметки в формате час:минута:секунда:кадр. Временной код позволяет синхронизировать различные студийные устройства с точностью до кадра. Существует множество стандартов временного кода. Например, сигналы стандартов SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) и EBU (European Broadcast Union) рассчитаны на передачу через звуковой тракт студии (могут быть записаны на магнитофон). Стандарт МТС (MIDI Time Code) регламентирует передачу временного кода посредством интерфейса MIDI. Синхросигналы формата VITC (Vertical Interval Time Code) хранятся в видеоизображении.
  • MIDI Clock – посредством интерфейса MIDI передаются сигналы для синхронизации темпа секвенсоров.

Для синхронизации транспорта используется протокол ММС (MIDI Machine Control), который, как и следует из названия, тоже передается посредством интерфейса MIDI.

Ни один из перечисленных выше стандартов в принципе не позволяет достичь синхронизации цифровых устройств с точностью до одного звукового отсчета. Решить проблему синхронизации в цифровой студии можно за счет применения и адресно-временной синхронизации (например, МТС), и синхронизации транспорта (ММС), и синхронизации master-clock. Еще одно решение: применение системы синхронизации АРР (ASIO Positioning Protocol), продвигаемой фирмой Steinberg. С помощью данного прокола можно с точностью до сэмпла синхронизировать цифровые устройства (которые должны поддерживать АРР). Если же студия включает в себя еще и аналоговую часть, то синхронизация с аналоговыми устройствами по АРР, конечно же, невозможна. Для синхронизации с ними стоит использовать "традиционные" протоколы и сопутствующее оборудование: SMPTE, МТС и др.

Возвращаемся к освоению Cubase SX. Командой Transport › Sync Setup откройте диалоговое окно Sync Setup, показанное на рис. 2.28.

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Подготовка программы к эффективной работе. Создание проекта. › Синхронизация Cubase SX с внешними устройствами. Применение технологии ТruеТаре.
Рис. 2.28. Диалоговое окно Synchronization Setup

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.