Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

VST-плагины группы Modulation

Rotary

Плагин Rotary (рис. 13.17) моделирует эффект, который в прежние времена получали путем вращения динамика.

Во время такого вращения у звука, достигающего слушателя, периодически изменяется громкость, тембр и в небольших пределах частота. В ряде устройств вместо того, чтобы вращать сам динамик, перед ним размещали вращающуюся крыльчатку, подобную тем, что используются в вентиляторах.

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Применение VST-плагинов › VST-плагины группы Modulation
Рис. 13.17. Окно плагина Rotary

Иногда такой эффект называют фейзером, иногда лесли. В любом случае, в основе эффекта лежит явление изменения частоты колебаний, излучаемых источником, движущимся по отношению к слушателю. Если угловая скорость вращения динамиков переменна, то результат может напоминать хорус.

В плагине смоделирована стереофоническая акустическая система. Каждый ее излучатель состоит из двух вращающихся динамиков – низкочастотного и высокочастотного. Граница раздела частот между ними устанавливается регулятором Crossover Freq.

Регуляторами Low Slow и Low Fast устанавливается скорость вращения низкочастотного динамика. Первый из регуляторов действует в том случае, когда в списке Speed выбрана строка Slow, второй – когда выбрана строка Fast. Таким образом, можно заранее подобрать два различных значения скорости вращения и в дальнейшем быстро их переключать. Регуляторы High Slow и High Fast аналогичным образом управляют скоростью вращения высокочастотного динамика.

Регуляторы Low Rate и High Rate позволяют управлять временем "раскрутки" соответствующих динамиков. При малых значениях Low Rate и High Rate динамики будут долго "набирать обороты", а при больших "пустятся с места в карьер".

Регулятор Overdrive имитирует перегрузку динамиков и позволяет управлять ее уровнем.

Плагин многофункционален, он моделирует не просто стереофоническую акустическую систему с вращающимися динамиками. Предполагается, что звук, излученный динамиками, сначала попадает в микрофоны (отдельно левого и правого каналов) и только после этого поступает в тракт записи. То есть фактически мы имеем дело с двумя комбиками (по одному на каждый стереоканал). Регулятором Mic Angle можно имитировать изменение угла между акустическими осями микрофона и акустической системы (меняется тембр звука). Регулятор Mic Distance позволяет "приближать" к акустической системе или "удалять" от нее микрофон: имитируется изменение отношения энергии прямого звука к энергии звука рассеянного. В результате меняется звуковой план.

Регуляторами Low Rotor Amp Mod. и High Rotor Amp Mod. изменяется глубина амплитудной модуляции в низкочастотном и высокочастотном каналах соответственно. В реальных устройствах глубокая амплитудная модуляция будет в том случае, когда динамик имеет узкую характеристику направленности и в тыловой зоне вращающегося динамика находится акустический экран (звук из "отвернутого" динамика не доходит до слушателя или микрофона). Альтернативный вариант: динамик неподвижен, а перед ним размещен вращающийся акустический экран, в котором имеется отверстие. Когда динамик "выглядывает" в отверстие, звук слышен громко, когда "прячется" за экраном – почти не слышен.

Регулятором Low Rotor Mix Level изменяется уровень сигнала низкочастотного канала (вклад низкочастотного динамика в итоговый звук).

В отличие от низкочастотного динамика, в высокочастотном, кроме амплитудной модуляции, реализуется также и частотная. Глубина частотной модуляции изменяется регулятором High Rotor Freq. Mod.. Имитируется периодическое изменение скорости вращения высокочастотного динамика. Данный факт свидетельствует о том, что разработчик плагина прекрасно понимает физику процессов, протекающих в тех реальных устройствах, которые он моделирует. Действительно, габариты и масса низкочастотного динамика всегда велики, такой динамик инерционен, и было бы трудно заставлять его изменять скорость вращения. Другое дело – маленький и легкий высокочастотный динамик.

Регулятор Phasing позволяет изменить разность фаз сигналов, модулирующих звук в высокочастотном канале по амплитуде и частоте.

Для переключения режима управления скоростью служат кнопки группы Mode. Если включена кнопка Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Применение VST-плагинов › VST-плагины группы Modulation то становится доступным раскрывающийся список Speed, в котором и производится выбор скорости.

Раскрывающийся список Speed позволяет остановить вращение (Stop) или сменить "медленное" вращение (Slow) на "быстрое" (Fast). На самом деле переключение происходит между значениями Low Slow – High Slow для низкочастотного динамика и Low Fast – High Fast для высокочастотного.

В плагине предусмотрено изменение скорости вращения посредством MIDI-сообщений. Управление передается MIDI-системе при включенной кнопке Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Применение VST-плагинов › VST-плагины группы Modulation. Как только вы подключаете плагин Rotary к проекту, в списке Out: основной секции инспектора MIDI-трека окна проекта появляется выходной порт под названием Rotary. Если для одного из MIDI-треков назначить этот порт, то в части, созданной на данном треке, можно записывать сигналы управления скоростью. Задействованный контроллер должен совпадать с контроллером, выбранным в раскрывающемся списке MIDICTRL. окна плагина Rotary.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.