Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

VST-плагины группы Other

Vocoder

О вокодерах уже шла речь в разд. 1.9.4. Однако мы хотим сейчас сделать еще некоторые необходимые пояснения, имеющие непосредственное отношение к реализации вокодера в плагине Vocoder.

Вокодеры различных типов были разработаны в целях экономии частотных ресурсов радиолинии при передаче речевых сообщений. Вместо того чтобы передавать собственно речевой сигнал, передают только некоторые его параметры, которые на приемной стороне управляют синтезатором речи. Основу синтезатора речи составляют три элемента: генератор тонального сигнала для формирования гласных звуков, генератор шума для формирования согласных и система формантных фильтров для воссоздания индивидуальных особенностей голоса. Конструирование вокодеров, способных не только разборчиво воспроизводить речь, но и сохранять узнаваемость голоса говорящего человека, оказалось нелегкой задачей. После всех преобразований голос человека становится похожим на голос робота. Однако для систем голосовой связи это вполне терпимо. Если же не ставить перед собой задачу приближения звучания голоса, обработанного вокодером, к звучанию оригинала, а рассматривать вокодер как специфический эффект, то можно получить интересные результаты.

Вокодер как эффект, применяемый в музыке, позволяет перенести свойства одного (модулирующего) сигнала на другой сигнал, который иногда называют носителем (carrier). Часто в качестве сигнала-модулятора используется голос человека, а в качестве носителя – сигнал, формируемый музыкальным синтезатором. Так достигается эффект "говорящего" музыкального инструмента.

Окно плагина Vocoder представлено на рис. 13.22.

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Применение VST-плагинов › VST-плагины группы Other
Рис. 13.22. Окно плагина Vocoder

Основа работы вокодера состоит в том, что спектр исходного сигнала-модулятора делится на множество частотных полос. Характеристики звука в этих частотных полосах можно использовать для модуляции носителя.

В плагине Vocoder предусмотрен собственный встроенный формирователь сигнала-носителя. В его основу положен простой мультитембральный синтезатор. Вместе с тем, имеется возможность использовать внешний высококачественный синтезатор.

В правой секции окна находятся элементы регулировки, влияющие на работу анализатора параметров модулирующего сигнала.

Number of Bands – количество полос, на которые разбивается спектр анализируемого сигнала. Если полос мало, эффект будет более заметным. При большом числе полос разборчивость звучания голоса улучшается.

Bandwidth – ширина полосы пропускания каждого фильтра. Узкие полосы подчеркивают резонансные свойства фильтров, голос будет содержать звенящие призвуки.

Min. Freq. и Max. Freq. – границы обрабатываемого частотного диапазона.

High Thru – регулятором можно обеспечить прохождение на выход плагина высокочастотных составляющих, характерных для свистящих звуков (наподобие "с"), которые имеются в исходном сигнале.

Talk Thru – регулировка уровня исходного сигнала, проходящего на выход плагина в моменты, когда играются ноты.

Gap Thru – регулировка уровня исходного сигнала, проходящего на выход плагина в моменты, когда ноты не играются (доступна только в режиме MIDI).

Это позволяет применять вокодер к треку с записанным вокалом только в отдельных местах.

Регулятор log< >lin – регулировка характера изменения полос пропускания фильтров в пределах границы обрабатываемого частотного диапазона. В положении log< регулятор обеспечивает логарифмический закон изменения полос пропускания фильтров: с увеличением номера фильтра полоса удваивается, т. е. для каждого из фильтров она составляет октаву. В положении >lin полосы всех фильтров (измеренные в герцах) одинаковы. Регулятор оказывает влияние на тембр звука.

Регулятором Env.Speed изменяются продолжительности фаз attack и release огибающей включения вокодера. При малых значениях параметра будет происходить немедленное включение вокодера в момент появления входного сигнала и мгновенное выключение в момент его исчезновения. Большие значения параметра заставят вокодер включаться и выключаться постепенно. В крайнем правом положении регулятора устанавливается режим Hold: синтезатор вообще перестает реагировать на сигнал-модулятор.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.