Иллюстрированный самоучитель по созданию сайтов

Самое главное на любой веб-странице – гиперссылки

В предыдущем разделе мы рассмотрели различные способы форматирования текста веб-страницы. Однако созданная нами в качестве примера “Домашняя страница Сергея Сергеева” имеет существенный недостаток: она представляет собой голый текст. И дело тут вовсе не в отсутствии графики или звуковых фрагментов (графика и звук, конечно, украшают страничку, но в данном случае не это главное). Дело в отсутствии гиперссылок. Гиперссылки – контекстные связи между расположенными в Интернете материалами. Они являются основой построения World Wide Web. Обычно пользователи любят страницы, насыщенные гиперссылками, и это естественно: приятно, когда есть возможность легко получить более подробную информацию по каждой представленной теме.

В принципе, любое слово, встречающееся на веб-странице, можно превратить в гиперссылку, если известны какие-либо другие страницы, описывающие этот предмет более подробно. Так, например, на странице, посвященной описанию жизни в блокадном Ленинграде, в том месте, где речь идет об исполнении седьмой симфонии Шостаковича, помещена гиперссылка на страницу с биографией этого композитора. А на странице, посвященной компьютерной игре Quake, в углу указано, что теперь в нее можно играть и на компьютерах с операционной системой Linux – и в этом месте есть гиперссылка на страницу, с которой можно загрузить дистрибутив этой операционной системы. Щелкая кнопкой мыши по гиперссылкам, можно в принципе обойти хоть весь Интернет (точнее, его службу WWW).

Давайте рассмотрим, каким образом можно вставлять гиперссылки в тексты веб-страниц. Для этого еще немного потерзаем пример из предыдущего раздела (надеюсь, что этот Сергей Сергеев еще не надоел вам, а если уже надоел, то потерпите еще немного – скоро начнутся другие примеры). Вообще говоря, в текст веб-страницы можно вставлять гиперссылки трех типов:

  • ссылки в другие места той же страницы; ссылки на другие страницы этого же сайта или сервера;
  • ссылки на страницы, расположенные на любом другом сервере в Интернете.

Локальные гиперссылки

Итак, начнем. На нашей страничке, представленной выше, есть три раздела: вступительный текст, сказка и рассказ. Конечно, поскольку это только пример, то все тексты небольшие (сочинять полностью сказки за Сергея Сергеева автору было недосуг) и, скорее всего, на экране эта страничка видна почти целиком. Однако представьте себе, что и вступительный текст, и рассказы занимают довольно большой объем (например, два экрана). В этом случае некорректно вынуждать пользователя перемещаться по странице только с помощью полос прокрутки. Кроме того, он может и не заметить, что помимо вступительного текста, на страничке есть еще что-то, если не дочитает текст до конца. В этом случае хорошим тоном будет прямо наверху странички поставить гиперссылки на оба рассказа.

Чтобы это сделать, надо сначала определить места, где эти рассказы начинаются, как “якоря” (места, к которым можно будет быстро переместиться). Для этого используют тег <А>. Это можно сделать, например, так:

<A NAME="skazka">ИВАН - ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ЗАЯЦ</A>

В данном случае мы определяем атрибут NAME= – имя якоря. По этому имени мы и будем на него ссылаться.

Для установки гиперссылки также используется тег <А>, но с установленным атрибутом HREF=. Значение этого атрибута определяет, что отобразится на экране, если пользователь щелкнет кнопкой мыши на гиперссылке. Чтобы сослаться на якорь, нужно просто указать в качестве значения HREF= имя этого якоря, перед которым расположен знак #:

<A HREF="#skazka">Сказка &laquo;Иван-царевич и серый заяц&raquo;</A>

Вce, что находится внутри тега гиперссылки, отображается в браузере подчеркнутом виде и другим цветом, а указатель мыши при наведении на гиперссылку принимает вид руки с вытянутым указательным пальцем. По этим признакам читатель понимает, что перед ним гиперссылка.

Точно таким же образом можно поставить гиперссылку на второй рассказ. По умолчанию в большинстве браузеров гиперссылки отображаются синим цветом, что совершенно не гармонирует с цветовой гаммой нашей странички. К счастью, мы можем сами задать нужный цвет отображения гиперссылок. Для этого нужно в теге <BODY> установить значение атрибута LINK=. Цвет можно выбрать по своему усмотрению, можно даже сделать гиперссылки тем же цветом, что и основной текст. Но вот этого как раз делать не рекомендуется, поскольку читатель не сможет быстро понять, где гиперссылка, а где нет. Обычно лучше всего подобрать цвет, близкий по оттенку к основному, однако отличающийся от него, например, по яркости. В нашем случае можно написать так:

<BODY BGCOLOR="#BABAAO" TEXT="#1D1D18" LINK="#634438">

Однако этого недостаточно. Дело в том, что браузер обычно отображает гиперссылки, которыми читатель еще не пользовался, одним цветом, а “посещенные” – другим. Этот цвет выбирается с помощью атрибута VLINK= тега <BODY>. Кроме того, есть еще атрибут ALINK=, который определяет цвет так называемой активной ссылки, то есть той, на которой в данный момент происходит щелчок кнопкой мыши. В большинстве случаев он почти не заметен (ведь появляется он только на долю секунды, если только у читателя нет привычки нажать кнопку мыши и долго ее не отпускать).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.