Иллюстрированный самоучитель по ведению бизнеса в Интернет

Структура аудитории Интернета

Компания не может успешно действовать на рынке вслепую. Ее товары должны отвечать требованиям потребителей, она должна производить столько продукции, сколько рынок в состоянии потребить и т. п. Получить такую информацию можно различными способами:

  • исходя из собственного опыта работы на данном рынке. Собственным опытом пользуются все компании, но доминирующим этот подход является, как правило, у небольших предприятий;
  • собирая и обрабатывая общедоступную информацию (публикации в прессе, официальные статистические данные и др.);
  • проводя специальные исследования (опросы потребителей, привлечение консультантов и экспертов и т. п.).

Использование собственного опыта и бесплатных источников информации в большинстве случаев оказывается достаточным для принятия тактических решений. Однако в случаях, когда речь идет об изменении стратегии компании или крупных инвестициях, полнота и достоверность такой информации не может быть признана удовлетворительной. Для получения более точной информации требуется проведение специальных исследований.

В данной главе приведены бесплатные и платные источники маркетинговой информации, структура аудитории Интернета, рассмотрены основные методы организации маркетинговых исследований.

Информация о структуре аудитории Интернета необходима любой Интернет-компании. В сочетании с другими данными она может быть использована для сегментации рынка, оценки его емкости, структуры и ряда других параметров.

Приведенная ниже информация собрана из различных источников. Среди них исследования и прогнозы компаний COMKON, Gallup Media, Rambler и др.

Объем российской аудитории Интернета

Прежде всего, необходимо определить, что понимается под "аудиторией Интернета". Всех пользователей сети можно разделить на три основные категории в зависимости от того, насколько часто они используют Интернет:

  • активные пользователи – посещают Интернет каждый или почти каждый день;
  • умеренные пользователи – посещают Интернет от двух до трех раз в неделю;
  • неактивные пользователи – посещают Интернет один раз в неделю и реже.

Кроме того, в исследованиях аудитории Интернета применяются понятия:

  • ежедневная (ежесуточная) аудитория – количество пользователей, использующих Интернет в среднем не реже одного раза в сутки;
  • еженедельная аудитория – количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в неделю;
  • ежемесячная аудитория – количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в месяц.

К началу 2002 года общий объем российской аудитории Интернета достиг следующих величин (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Объем российской аудитории Интернета.

Аудитория Количество пользователей, тыс. чел. Объем, % от населения России
Аудитория за полугодие Более 4 200 8
Ежемесячная аудитория Более 3 1 00 6
Еженедельная аудитория Более 2 200 4
Ежедневная аудитория Более 1 200 2.3

Динамика изменения объема российской аудитории за период с начала 1999 года по конец 2001 года (в процентах от взрослого городского населения России) приведена в табл. 8.2.

Таблица 8.2. Динамика изменения объема российской аудитории Интернета.

  Март – апрель 1999г. Сентябрь – октябрь 1999г. Март – апрель 2000г. Сентябрь – октябрь 2000г. Март – апрель 2001г. Сентябрь – октябрь 2001г.
Ежедневная аудитория 0.6 0.7 1.4 1.8 2.0 2.2
Еженедельная аудитория 1.7 1.4 2.8 3.1 3.9 4.0
Ежемесячная аудитория 3.2 2.4 4.3 4.5 5.4 5.7
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.