Иллюстрированный самоучитель по ведению бизнеса в Интернет

Изучение поведения потребителей

Одной из ключевых задач маркетинговой службы компании является выявление потребностей рынка. Знание потребностей потенциального клиента помогает установить конкурентоспособные цены на продукцию, внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения, т. е. оптимизировать все компоненты комплекса маркетинга. Это знание дает возможность выявить рыночные окна и определить свои возможности для победы в конкурентной борьбе и формировании собственных рыночных ниш.

Для изучения поведения потребителей используются в основном полевые исследования. Это могут быть различным образом построенные опросы или исследования методом фокус-групп. Метод фокус-групп представляет собой опрос неструктурированной группы потребителей, в которую обычно входят от 8 до 12 человек. Опросом или обсуждением руководит опытный маркетолог. Потребители, входящие в группу, обсуждают конкретное понятие, товар или концепцию. Маркетолог предлагает тему дискуссии, стимулирует группу к ее обсуждению и поддерживает дискуссию в русле, необходимом для целей исследования.

Информация о потребителях, необходимая компании

Исследование потребителей проводится для получения информации об их предпочтениях, поведении, мотивах, социально-демографических параметрах и т. п. Вся эта информация может быть использована для планирования маркетинговых мероприятий и составления маркетинговых программ.

Ниже приведена наиболее важная информация, которую компании необходимо знать о потребителях:

  • места совершения покупок;
  • объемы покупок и их регулярность;
  • особенности поведения потребителей в месте покупки;
  • места и ситуации потребления;
  • основные выгоды, которые потребитель видит в приобретении данного товара;
  • диапазон цен, приемлемых для потребителей;
  • какие потребности и в какой степени удовлетворяются данным товаром или услугой;
  • торговые марки, предпочитаемые потребителями;
  • реакция потребителей на маркетинговые программы компании;
  • стиль жизни потребителей и их психографические характеристики.

Принципы изучения поведения потребителей. Типы потребителей.

При изучении поведения потребителей маркетологи обычно исходят из четырех постулатов:

  • независимость потребителя;
  • наличие возможности определения мотивов поведения потребителя с помощью маркетинговых исследований (мотивы не случайны, а носят закономерный характер);
  • на поведение потребителей можно влиять. Оно поддается воздействию;
  • поведение потребителей социально законно.

Независимость потребителей выражается в том, что каждый из них действует в своих (и только своих) интересах. Решения о покупке или отказе от покупки тех или иных товаров и услуг потребитель принимает исходя из того, способны ли они удовлетворить определенные его потребности, и насколько данные потребности для него являются насущными в свете цен этих товаров и услуг.

Несмотря на независимость потребителей, на их действия (в частности, на принятие решения о покупке) оказывают влияние ряд факторов. Такими факторами являются доходы, уровень образования, увлечения, стиль жизни и др. Кроме того, на поведение потребителей может влиять компания (средствами маркетинга).

Выделяют четыре основных типа потребителей:

  • компании-потребители (предприятия, осуществляющие покупки для нужд своего бизнеса или для дальнейшей переработки и продажи другим потребителям);
  • индивидуальные потребители (физические лица);
  • семьи;
  • домашние хозяйства (одна или несколько семей, объединенные общим хозяйством).

Последние три типа называют конечными потребителями. Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.