Иллюстрированный самоучитель по ведению бизнеса в Интернет

Восприятие бизнес-плана внутренними пользователями, инвесторами и заимодавцами

Рассмотрение бизнес-плана потенциальными инвесторами

В качестве инвесторов в Интернет-проекты могут выступать компании и физические лица. Инвестор, в отличие от заимодавца, несет все риски, связанные с компанией, но и может рассчитывать на соответствующую размеру его вклада долю прибыли от деятельности компании.

Инвесторы могут преследовать различные цели:

  • создание или участие в компании, приносящей устойчивый доход в виде дивидендов. В этом случае инвесторы связывают свои доходы с деятельностью компании и намерены оставаться ее собственниками долгое время;
  • инвестиции с целью временного вложения капитала. При этом инвесторы предполагают выйти из бизнеса через определенное время посредством продажи своих долей (акций) или слияния компании с более крупной организацией (поглощение). К этой же категории относятся инвестиции в проекты, основной целью которых является создание, быстрая "раскрутка" и продажа компании. Такой подход получил широкое распространение на начальном этапе развития Интернет-бизнеса;
  • инвестиции в проекты, связанные с развитием определенной отрасли экономики, малого бизнеса, увеличением инвестиционной привлекательности региона, повышением правовой защищенности предпринимательства и т. п. Такие инвестиции осуществляются в рамках государственных и муниципальных программ, предоставляются специальными фондами, благотворительными организациями, государственными учреждениями и т. п. Они преследуют, как правило, долгосрочные цели, не связанные напрямую с извлечением дохода конкретным предприятием, в которое инвестируются средства (хотя выход такого предприятия хотя бы на уровень самофинансирования приветствуется);
  • инвестиции в некоммерческие проекты. Примерами некоммерческих проектов в области Интернет-бизнеса могут быть инвестиции политических деятелей и партий в создание своих сайтов, создание Интернет-представительств государственными организациями и службами, создание Интернет-проектов, целью которых является не извлечение прибыли, а, например, самовыражение или самоутверждение инвестора.

Наиболее распространенными вариантами инвестирования являются первые два из приведенных выше.

Для инвесторов, желающих вложить свои деньги на длительный срок и получать доходы в виде дивидендов, наиболее важными являются следующие параметры:

  • деловая репутация компании или предпринимателя, представляющего бизнес-план. Риск, лежащий на инвесторе, значительно превышает риск заимодавца. Заимодавец защищен дополнительным обеспечением, договорными условиями и т. п., а инвестор не имеет такой защиты, и в случае неудачи может потерять вложенные средства или их значительную часть с гораздо большей вероятностью, чем заимодавец. Поэтому инвесторы часто изучают деловую репутацию потенциальных партнеров значительно глубже и тщательнее, чем это делают заимодавцы;
  • риск, связанный с данным бизнесом. Как правило, инвестор принимает решение о вложении средств в какой-либо проект из стремления получить более высокую прибыль, чем, например, при использовании депозитов, банковских векселей, государственных облигаций и других инструментов, имеющих относительно низкую степень риска (если не играть на рынке ценных бумаг, а покупать их и держать до погашения). Тем не менее, слишком высокий риск может оттолкнуть инвестора. Если составитель бизнес-плана хочет добиться успеха (получения финансирования), он должен раскрыть перед инвестором все возможные риски и показать пути их снижения;
  • прогнозируемые финансовые показатели. Внутренняя норма прибыли, срок окупаемости, чистая текущая стоимость и другие финансовые показатели проекта могут сыграть (и чаще всего играют) определяющую роль в принятии решения инвестором. Например, срок окупаемости проекта показывает инвестору, на какой период он должен будет вывести средства из своего основного бизнеса, отложить приобретение нового автомобиля и т. п., а внутренняя норма прибыли показывает ему, стоят ли эти жертвы ожидаемого результата;
  • компетентность инвестора в предлагаемом бизнесе. Наиболее просто инвестору принять решение о вложении средств в хорошо знакомый ему бизнес. Как уже отмечалось выше, интернет-проекты часто испытывают трудности в привлечении финансирования именно потому, что потенциальные инвесторы плохо представляют себе эту сферу деятельности. Информация о кризисе Интернет-бизнеса и нестабильности акций Интернет-компаний, которая часто публикуется в прессе и распространяется другими средствами массовой информации, не способствует формированию доверия к Интернет-компаниям у инвесторов, работающих в традиционном бизнесе. Для Интернет-компании идеальными инвесторами являются интернет-провайдеры, крупные сетевые холдинги и другие компании и физические лица, работающие в сфере, близкой к Интернет-технологиям. С другой стороны, инвестора, слабо разбирающегося в специфике Интернет-бизнеса, проще убедить в высокой доходности вложений в эту сферу и обосновать ее уникальностью применяемых технологий и т. п. На начальном этапе развития Интернет-бизнеса многие недобросовестные предприниматели пользовались этим, предпочитая жить "с процесса", а не "с результата", т. е. получать доход на инвестиционной стадии, а потом уходить из несостоявшегося проекта, оставляя инвестора один на один с убытками и проблемами. Такие "бизнесмены" тоже внесли свой вклад в формирование недоверия к интернет-бизнесу. В результате, в настоящее время, бизнес-план Интернет-проекта должен подробно раскрывать перед потенциальным инвестором все особенности и возможные проблемы, связанные со спецификой Интернет-бизнеса, и обязательно показывать реальные пути их решения;
  • команда менеджеров и специалистов. Для некоторых инвесторов команда важнее всего содержания бизнес-плана. Если инвестор твердо верит (например, на основании личного опыта), что данная команда сможет решить все проблемы, даже если возникнут чрезвычайные обстоятельства, и прогнозы, приведенные в бизнес-плане, окажутся несостоятельными, он может принять решение об инвестировании, полагаясь в основном на эту свою уверенность. По большей части решения о крупных инвестициях таким образом, конечно, не принимаются. Тем не менее, в любом случае послужной список (участие в удачных проектах, высокие достижения и т. п.) членов команды играет далеко не последнюю роль в принятии решения инвестором;
  • долгосрочные перспективы компании. Инвестор, вкладывающий средства в компанию с целью получения от нее стабильного (желательно, постоянно возрастающего) дохода в течение длительного периода времени, желает видеть основания для стабильности и перспектив роста компании. Для него может не быть привлекательным проект, подразумевающий быструю окупаемость, получение прибыли в течение одного-двух лет и ликвидацию. Такой инвестор рассматривает бизнес-план с точки зрения надежности позиций, которые будет занимать компания в течение многих лет, оценивает предусмотренные планом мероприятия, направленные, например, не только на захват определенной доли рынка, но и на ее удержание и расширение в долгосрочном плане, превращение определенных сегментов рынка в рыночные ниши компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.