Иллюстрированный самоучитель по SVGA

Графические режимы. Таблицы символов.

Доступ к таблице символов

Для доступа к таблице символов надо знать, где она расположена. В текстовых режимах таблицы располагались в видеопамяти. В графических режимах они находятся в оперативной памяти. Адрес текущей таблицы хранится в векторе прерывания 43h, состоящем из двух слов с адресами 0000:010С и 0000:010Е. В первом слове находится смещение начала таблицы в сегменте, а во втором – сам сегмент. При установке режимов VESA в вектор 43h записывается адрес англоязычной таблицы, находящейся в ROM BIOS. Нам, обычно, нужны таблицы с русскими символами, поэтому исходное содержимое вектора 43h не представляет интереса.

Как и при работе в текстовых режимах, задача может использовать собственную таблицу символов или одну из таблиц русификатора.

В первом случае место расположения таблицы в оперативной памяти выбирает программист по своему усмотрению. При работе с собственной таблицей выполнение задачи не зависит от наличия русификатора на конкретном компьютере и возможно использование символов произвольного размера и начертания. Графические видеорежимы не накладывают никаких ограничений на размеры и начертание символов – их выбирает программист, разрабатывающий конкретную прикладную задачу.

Если на компьютере установлен русификатор, например Keyrus, то можно использовать его таблицы со стандартными шрифтами трех размеров: 8x8, 8x14 и 8x16 точек. Их адреса определяются при выполнении задачи.

Установка таблицы символов

Как уже говорилось в предыдущем разделе, в состав прерывания int 10h входит функция иь, обрабатывающая запросы, относящиеся к знакогенератору. Одним из них является следующий.

Запрос 1130h "Get video Font information возвращает сведения о таблицах шрифтов. Перед его изданием в регистре ьь указывается код таблицы, сведения о которой надо получить. BIOS возвращает в регистрах следующие величины: es:bp – полный адрес таблицы, сх – размер заготовки символа в байтах, dl – количество строк на экране.

Код таблицы указывается в регистре ы-i, он может иметь значения от 0 до 7. Нас будут интересовать значения 2, 3 и 6, соответствующие таблицам 8x14, 8x8 и 8x16 точек. Запрос возвращает адреса англоязычных таблиц, расположенных в ROM BIOS. Русификатор перехватывает запрос и при обнаружении указанных кодов возвращает адрес одной из своих таблиц, находящихся в оперативной памяти.

Если используется только одна таблица, то ее адрес определяется в начале выполнения задачи, сохраняется в специально выделенном двойном слове и используется по мере необходимости. Адрес таблицы желательно хранить в разделе данных программы. Полный адрес состоит из сегмента и смещения, для их размещения нужно двойное слово. Оно описывается с помощью директивы ассемблера dd, перед которой располагается метка, например:

ftaddr dd 00; поле для размещения адреса таблицы символов

Фрагмент программы, определяющий адрес таблицы символов размером 8x16 точек и сохраняющий его в ftaddr, приведен в примере 5.17.

Пример 5.17. Определение адреса таблицы с размером символов 8x16.

mov bh, 06; код таблицы символов
mov ax, 1130h; код запроса на получение информации
int 10h; выполнение запроса
mov word ptr ftaddr, bp; сохранение смещения в сегменте
mov ftaddr+2, es; сохранение сегмента адреса таблицы

При пересылке смещения указатель типа word ptr нужен потому, что поле ftaddr является двойным словом, а регистр bр имеет размер слова. Благодаря явному указанию типа смещение будет записано в первое из двух слов ftaddr. Ftaddr+2 является словом и при пересылке сегмента явное указание типа не требуется.

При выполнении запроса в регистр сх помещается высота символа (размер заготовки в байтах). Эта величина нужна для дальнейшей работы, но она известна заранее и равна 16 байтам. Напомним, что записанный в ьь код Об означает, что мы запрашиваем адрес таблицы, содержащей символы размером 8x16 точек.

Кроме того, запрос возвращает в регистр di количество строк на экране, но при работе в графических режимах VESA эта величина нас не интересует.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.