Иллюстрированный самоучитель по Maya 4.5 для продвинутых

Maya 4.01 для Linux

Ранее работать с Maya можно было в трех операционных системах: IRIX, Windows и Linux. С недавнего времени появилась также версия Maya для Macintosh OS X. Первый вариант программы был разработан только для IRIX. Затем появилась версия для одной из наиболее популярных на сегодняшний день платформ – Windows NT. По мере эволюции данного семейства операционных систем (Windows NT, Windows 2000 и, наконец, Windows XP) происходила разработка совместимых с ними версий Maya. Программа Maya 3 уже могла работать в Linux. Именно об этой операционной системе в основном пойдет речь ниже. Maya 4 для Linux появилась в ноябре 2001 года. Версия Maya для операционной системы Macintosh OS X начала продаваться в сентябре 2001 года. По своей сути это была Maya 3, но с визуализатором, разработанным для Maya 4.

Если вы выбираете операционную систему для своей рабочей станции, стоит учесть, что Windows NT/2000 является одной из наиболее распространенных систем, соответственно, большинство приложений оптимизированы под работу в этой среде. Если же вы хотите попробовать что-нибудь новое, можно остановиться на Linux. Но следует учесть, что программного обеспечения для этой операционной системы на данный момент не так уж много.

Даже если вы никогда не работали в Linux, вы, скорее всего, слышали об этой системе. Ее уникальность состоит в том, что она распространяется бесплатно и любой может вносить изменения в ее исходный код. Некоторые версии, полученные в результате таких изменений, выпускаются в виде дистрибутивов Linux. Развитие графического интерфейса пользователя (X Window) сделало Linux более популярной системой у среднестатистического пользователя. Многие считают, что это – удачная альтернатива более дорогим операционным системам. Linux, как и любая UNIX-система, имеет небольшие системные требования и эффективно использует имеющиеся ресурсы, обеспечивая при этом бесперебойную работу.

Red Hat: Linux для Maya 4.01

Фирма Red Hat (http://www.redhat.com) является одним из лидеров в разработке, установке и поддержке системы Linux и прочих программ с открытым исходным кодом. Именно поэтому первая версия Maya для Linux, созданная компанией Alias Wavefront, была разработана именно для Red Hat Linux 6.2. Установка Maya на компьютере с операционной системой Linux коренным образом отличается от стандартного процесса установки в Windows, но компания Alias Wavefront предоставляет всю документацию, необходимую в данном случае.

Maya также прекрасно работает и на более новой версии Linux – Red Hat 7.1. Опыт показывает, что лучше всего использовать именно эту версию операционной системы, так как в этом случае вы избежите проблем с драйверами видеоадаптеров. Любая версия Linux поддерживает работу приложений на многопроцессорных конфигурациях.

Альтернативное программное обеспечение

Что можно сказать о других программах, которые приходится использовать в процессе работы с Maya? Основная проблема состоит в том, что в Linux у вас нет доступа, например, к продуктам компании Adobe. В некоторых случаях можно обойтись только Maya, но что делать, если потребуются также программы After Effect, Photoshop или Illistrator? В Linux есть аналоги наиболее популярных приложений, но большинство пользователей не хотят заниматься изучением совершенно нового программного обеспечения. К счастью, существует возможность запуска в Linux некоторых Windows-приложений.

Wine

Программа Wine (http://www.winehq.com) дает возможность использовать 16- и 32-разрядные приложения для Windows в среде UNIX. Она предлагает инструментальные средства, позволяющие портировать программный код. Также эта программа позволяет напрямую запускать в UNIX исполняемые файлы для Windows 3.1/95/NT.

Имейте в виду, что программа Wine была создана независимо от Windows, поэтому в ней не используется код, разработанный компанией Microsoft.

Shake

Аналогом программы Adobe After Effects для Linux является Shake, производимый компанией Nothingreal (http://www.nothingreal.com/productVshakejDrodInfo.shtml). Этот продукт используется для создания спецэффектов в кино. Он применялся в таких фильмах, как "Матрица", "Титаник", "Гладиатор" и т. п.

Gimp

Программа Photoshop является одним из важнейших инструментов для тех, кто работает в области компьютерной графики. Без нее, к примеру, было бы довольно сложно создавать карты текстур. В результате для пользователей операционной системы Linux был разработан аналог этой программы, который называется Gimp (http://www.gimp.org). Он является совершенно бесплатным и предлагает полный набор функций, которые можно найти в Adobe Photoshop, например, создание композиции из нескольких изображений, ретуширование фотографий, создание текстур и многое другое. Существует множество дополнительных модулей и сценариев для Gimp, но огромная база модулей, разрабатываемых для Photoshop, остается ему недоступной.

Отличительные черты Maya для Linux

Maya в среде Linux работает в целом так же, как и в других операционных системах, но есть ряд моментов, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Основное отличие состоит в том, что дополнительные модули должны быть адаптированы под Linux. Это касается также сценариев на языке MEL. Отсутствует возможность загружать и сохранять файлы в форматах AVI и SGI. Кроме того, могут возникнуть следующие проблемы:

  • Чаще всего при работе с Maya в среде Linux пользователи сталкиваются с тем, что комбинация клавиши ALT и кнопок мыши приводит к результату, отличному от ожидаемого. Вместо того чтобы изменять угол обзора в окне проекции, эти комбинации вызывают перемещение всего окна программы. Для решения этой проблемы в среде К Desktop Environment (KDE) необходимо переключиться в Control Center (Центр управления) и отключить возможность использования комбинации клавиши ALT с кнопками мыши в панели конфигурации КDЕ. Кроме того, при перетаскивании фрагментов кода на вкладку Shelf (Полка) необходимо использовать комбинацию клавиш SHIFT + ALT, нажатую одновременно с правой кнопкой мыши, вместо обычной комбинации клавиши ALT и средней кнопки мыши.
  • Иногда возникает ситуация, когда запуск процесса интерактивной фотореалистичной визуализации, а также открытие окон диалога Render View (Визуализатор) или Hypershade (Редактор узлов) приводит к аварийному завершению работы Maya. Обычно причиной такого поведения является неверная конфигурация драйвера видеокарты. Проверьте настройки видеокарты вашего компьютера или попытайтесь переустановить драйверы, точно выполнив инструкции. При наличии видеокарты серии Geforce найти необходимые драйверы можно на сайте компании-производителя (http://www.nvidia.com). Иногда решить подобные проблемы можно, установив более новую версию операционной системы, например Red Hat 7.1. Также имеет смысл посетить сайт компании Alias Wavefront для поиска информации о совместимости Maya с различным аппаратным обеспечением для вашей версии Linux.
  • Если Maya аварийно завершается непосредственно в момент запуска, это может быть вызвано проблемами с OpenGL. Иногда Maya пытается восстановить определенные оптические эффекты, и когда сделать это не удается, программа аварийно завершается. Попытайтесь установить глубину цвета равной 24 разрядам. Также можно посмотреть, что происходит в окне диалога Script Editor (Редактор сценариев), чтобы понять, какие именно действия привели к такому поведению программы.
  • В некоторых случаях может оказаться, что у вас нет подходящих драйверов для вашей видеокарты под Linux. Загрузить драйверы для наиболее распространенных видеокарт можно, например, на сайте http://lhd.datapower.com.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.