Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal

Система команд

Битовые команды

Мнемоника Формат Комментарий
Логические команды
AND AND приемник, источник Выполнить AND
OR OR приемник, источник Выполнить OR
XOR XOR приемник, источник Выполнить XOR
NOT NOT приемник Выполнить NOT
TEST TEST приемник, источник Проверить
Сдвиговые команды
SAL/SHL SAL приемник, счетчик Сдвинуть влево
SAR/SHR SAR приемник, счетчик Сдвинуть вправо
ROL ROL приемник, счетчик Сдвинуть влево циклически
ROR ROR приемник, счетчик Сдвинуть вправо циклически
RCL RCL приемник, счетчик Сдвинуть влево с переносом
RCR RCR приемник, счетчик Сдвинуть вправо с переносом

Битовые команды используются при исчислении логических выражений, а также в тех случаях, когда необходимо изменить отдельные разряды операнда. Логические команды AND, OR, XOR и NOT эквивалентны соответствующим операциям Турбо Паскаля в случае, когда операндами являются целочисленные выражения. Команда TEST выполняет целочисленную операцию поразрядного суммирования AND, но не изменяет значения операндов, а лишь устанавливает флаги в соответствии со значением результата сравнения: обнуляет CF и OF, изменяет PF, ZF, SF и не меняет AF (флаг ZF установится в 1 в том случае, когда оба операнда содержат по единице хотя бы в одном соответствующем разряде).

Команды сдвига SHL/SHR эквивалентны одноименным операциям Турбо Паскаля и отличаются от команд циклического сдвига ROLIROR тем, что вытесненные в ходе их выполнения значащие разряды теряются, в то время как при циклическом сдвиге эти разряды появляются "с другой стороны". Например, если выполнить фрагмент:

mov al,1 {Загружаем в AL единицу}
shr al,1 {Сдвигаем вправо,на 1 разряд}

Регистр AL будет содержать 0 (вытесненная вправо единица будет помещена в CF), в то время как после замены команды SHR на ROR в нем будет значение $80=128 (вытесненная единица будет помещена в старший бит регистра).

Заметим, что счетчиком в командах сдвига может быть цифра 1 или количество сдвигов, указываемое в регистре CL.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.