Иллюстрированный самоучитель по Turbo Pascal

Ассемблерные прграммы

Ассемблерные подпрограммы – это процедуры и функции, объявленные с директивой Assembler. В таких подпрограммах исполняемая часть не содержит begin… end и состоит из единственного ассемблерного оператора asm… end. Например:

Function LongMul(X,Y:Integer):LongInt; Assembler;
asm
mov ax, X
imul Y {DX/AX содержат "длинный" результат}
end;

При компиляции ассемблерных подпрограмм выполняется ряд оптимизаций кода, в том числе:

  • параметры-значения строкового типа, а также длиной в 1, 2 и 4 байта не копируются во временную память, т.е. внутри подпрограммы они считаются параметрами-переменными;
  • компилятор не создает переменную @Result для результата функции, и ссылка на эту переменную в ассемблерной функции недопустима; исключением являются функции, возвращающие значения строкового типа, для них разрешается использовать ссылку на @Result;
  • генерируются следующие команды на входе в подпрограмму и на ее выходе:
push bp {Сохраняется ВР}
mov bp,sp {ВР содержит текущую границу стека}
sub sp,Locals {Резервируется часть стека для размещения локальных переменных}
…….
mov sp,bp {Восстанавливается граница стека}
pop bp {Восстанавливается ВР}
ret Params {Из стека удаляются параметры подпрограммы и осуществляется выход из нее}

Здесь Locals – общая длина в байтах всех объявленных в подпрограмме локальных переменных, a Params – длина (в байтах) всех формальных параметров. Если Locals и Params равны нулю, входной код не создается, а выходной содержит единственную инструкцию RET.

Все локальные переменные Турбо Паскаль размещает в стеке. Это относится как к обычным, так и к ассемблерным подпрограммам. Для ссылки на локальные переменные используется адресация по базе, задаваемой парой DS: ВР, поэтому при входе в процедуру всегда создается так называемый локальный стек: в регистр ВР помещается текущая граница стека, а сама эта граница смещается вверх на суммарную длину всех локальных переменных, чтобы работа со стеком внутри подпрограммы не разрушила локальные переменные. Например:

Procedure…;
Assembler;
var
X: Word;
Y: Byte;
asm
mov X, ax {Компилируется в mov [BP-2], ax}
mov ah,Y {Компилируется в mov ah,[BP-3]}
end;

Ассемблерные функции должны следующим образом возвращать результат своей работы:

  • длиной 1 байт (Byte, Char и т.п.) – в регистре AL;
  • длиной 2 байта (Integer, Word) – в регистре АХ;
  • длиной 4 байта (Pointer, LongInt) – в регистрах DX (старшее слово) и АХ (младшее слово);
  • типа Real – в регистрах DX, BX, АХ (старшее слово – в DX, младшее в АХ);
  • вещественных типов Single, Double, Extended, Comp – в регистре ST (0) сопроцессора;
  • строкового типа – во временной области памяти, на которую ссылается @Result.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.