Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс

Выводим данные в заданном месте экрана

Экран компьютера в текстовом режиме представляет собой условную сетку из столбцов и строк. В стандартном режиме таких столбцов 80 (т. е. в строке может разместиться не более 80 символов), а строк 25.

В Бейсике есть оператор, который позволяет управлять выводом данных на экран, что существенно повышает восприятие программ пользователем. Текст или результаты вычислений всегда выводятся на экран начиная с той позиции, в которой на момент вывода находится курсор. Изменить эту позицию поможет оператор locate.

Правильно записывается он так:

LOCATE Y,X

Где х – номер столбца экрана, a y – номер строки (0<х<80 и 0<у<25).

В операторе locate используются две величины, которые мы будем называть операндами. В этом операторе они должны быть целыми.

Например, команды:

CLS:LOCATE 13.40:?"S".

Позволяют последовательно:

  • очистить экран и перевести курсор в позицию Х=0, Y=0;
  • перевести курсор в позицию Х=40, Y=13;
  • напечатать в центре чистого экрана букву S.

Выполним ряд упражнений с использованием оператора locate.

64. Наберите и запустите программу, которая выведет в центре чистого экрана ваши имя и фамилию. Обеспечьте симметричное расположение надписи относительно сторон экрана.

65. Укажите последовательные положения курсора. Предскажите, как будет расположен текст на экране после исполнения следующих маленьких программ:

  • LOCATE 20.7:CLS:?"HE ТУДА"
  • LOCATE 12.10:?"А ГДЕ ЖЕ ТЕКСТ?".-CLS
  • CLS:?"ЕЩЕ РАЗ НЕ ТУДА": LOCATE 0.0

66. С помощью нескольких команд напечатайте слова "Раз!" и "Два!" в разных местах экрана.

67. Напишите программу, которая вычислит и напечатает в центре чистого экрана значение выражения: 23+33+43+5J.

Над ним в качестве заголовка напечатайте надпись "Сумма кубов".

68. В центре чистого экрана выведите слово "СЕРЕДИНА", окруженное рамкой из звездочек, как показано ниже:

Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс › Язык Бейсик › Выводим данные в заданном месте экрана

69. Напечатайте свое имя по диагонали, начиная от верхнего левого угла экрана.

Итак, мы научились вычислять и красиво выводить полученные результаты на экран. А теперь мы научимся вводить эти самые исходные данные.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.