Иллюстрированный самоучитель по "1С:Бухгалтерия 7.7"

Учет расчетов

Передача материальных ценностей в счет предварительной оплаты (аванса)

В документах, отражающих авансовые платежи, сумма аванса указывается в рублях, а при проведении документа автоматически пересчитывается в условные единицы по курсу, указанному в реквизите "Курс оплаты". Реквизит "Документ поставки" при отражении авансовых платежей не заполняется.

В документах, отражающих передачу материальных ценностей, цена указывается в условных единицах, а при проведении документа пересчитывается в рубли. При этом пересчет из условных единиц в рубли может выполняться двумя способами:

  • По курсу на момент передачи материальных ценностей. В этом случае может возникнуть суммовая разница;
  • По курсу на момент выдачи (получения) аванса. В этом случае суммовая разница не возникнет.

Конкретный способ учета следует выбрать в соответствии с условиями договора. Для этого в типовой конфигурации предназначен флажок "Отражать суммовую разницу при зачете аванса" в справочнике "Договоры":

  • Если флажок установлен, то при передаче материальных ценностей выполняется расчет суммовых разниц;
  • Если флажок снят, то суммовые разницы не рассчитываются, а стоимость переданных материальных ценностей определяется по курсу на момент выдачи (получения) аванса.

Если договор предусматривает частичную предоплату, то при установленном флажке "Отражать суммовую разницу при зачете аванса" стоимость материальных ценностей будет определяться по курсу на дату передачи. Если флажок "Отражать суммовую разницу при зачете аванса" снят, то отдельные части стоимости будут пересчитываться в рубли по разным курсам:

  • Неоплаченная часть – по курсу на дату передачи материальных ценностей;
  • Оплаченная часть – по курсу на дату предварительной оплаты.

Отражение суммовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете

Далее необходимо отразить суммовую разницу в бухгалтерском и в налоговом учете.

Бухгалтерский учет суммовых разниц, возникающих в связи с расчетами за реализованные товары (работы, услуги и т.д.), регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32н. В соответствии с п.6.6 указанного Положения, доходы от реализации признаются с учетом суммовых разниц, т.е. на величину суммовой разницы делается запись по дебету счета расчетов с покупателями (заказчиками) и кредиту счета продаж.

Бухгалтерский учет суммовых разниц, возникающих в связи с расчетами за приобретаемые товары (работы, услуги и т.д.), регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №33н. В соответствии с п.6.6 указанного Положения, величина оплаты признаются с учетом суммовых разниц, т.е. на величину суммовой разницы делается запись по дебету счета учета имущества или расходов и кредиту счета расчетов с поставщиками (подрядчиками).

В налоговом учете положительные суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ), а отрицательные – в состав внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ).

Ведение отдельного налогового учета задолженностей не предусмотрено. Поэтому при отражении суммовых разниц в налоговом учете делаются записи по кредиту счета Н08 "Внереализационные доходы" (или по дебету счета Н09 "Внереализационные расходы" – для отрицательных разниц) без указания корреспондирующего счета.

Документ "Корректировка задолженности"

Документ "Корректировка задолженности" (меню "Документы › Общего назначения") предназначен для проведения операций, связанных с изменением дебиторской и кредиторской задолженности.

Существует 3 типа операций, не связанных с движением имущества и денежных средств, результатом которых является изменение размера задолженности:

  • зачет взаимных требований (взаимозачет);
  • списание задолженности;
  • перенос задолженности (под этим техническим названием может отражаться, например, операция по перечислению нашим дебитором денежных средств третьим лицам).

Рассмотрим отражение этих операций с использованием документа "Корректировка задолженности".

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.