Иллюстрированный самоучитель по "1С:Бухгалтерия 8"

Расчеты с контрагентами

Аналитический учет расчетов с контрагентами

Настройка учета по расчетным документам выполняется в диалоге "Настройка параметров учета" (меню "Предприятие" › "Настойка параметров учета").

Если на закладке "Аналитический учет расчетов с контрагентами" установить флажок "Вести расчеты по документам", то на счетах расчетов с контрагентами (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчета по прочим расчетам счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") будет установлено дополнительное субконто "Документы расчетов с контрагентами".

По счетам расчетов в условных единицах указанное субконто присутствует постоянно и не может быть изменено из настройки аналитического учета – это требование методологии учета расчетов в условных единицах.

Документ расчетов в операциях движения денежных средств

Хозяйственные операции, связанные с движением денежных средств, регистрируются с помощью платежных документов "Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер", "Платежное поручение входящее", "Платежное поручение исходящее" и др. В проводках, которые формируются этими документами и отражают расчеты с контрагентом, используются субконто "Контрагент" и "Договор", а также может быть использовано субконто "Документы расчетов с контрагентами".

В каждом из упомянутых платежных документов имеется соответствующий реквизит ("Документ расчетов"). Если в соответствующих реквизитах документа выбрана операция расчетов с контрагентами и выбран договор, в котором расчеты ведутся по договору в целом, то реквизит "Документ расчетов" будет недоступен для изменения.

Но если на счете расчетов с контрагентом ведется аналитический учет по документам (то есть для счета задан вид субконто "Документы расчетов с контрагентами"), то далее возможен один из двух вариантов:

  • если в договоре с контрагентом установлен вид расчетов "по договору в целом", то для указания в качестве субконто проводки расчетный документ будет автоматически выбран по методу ФИФО;
  • если в договоре с контрагентом установлен вид расчетов "по расчетным документам", то реквизит "Документ расчетов" обязательно потребуется указать вручную.

Учет авансов

Для учета расчетов по авансам "1С:Бухгалтерией 8" используется реквизит "Счет авансов", имеющийся в формах документов учета расчетов с контрагентами и в формах банковских и кассовых документов (банковские и кассовые документы доступны через меню "Банк" и "Касса").

При вводе документов этот реквизит может заполняться "1С:Бухгалтерией 8" автоматически на основании данных, хранящихся в регистре сведений "Счета расчетов с контрагентами". Реквизит затем может быть изменен пользователем.

Но если пользователь откажется от заполнения реквизита "Счет авансов" в указанных документах, то "1С:Бухгалтерия 8" не будет вести учет авансов обособленно от прочих расчетов с контрагентами.

Как уже говорилось, расчеты с контрагентом могут вестись с разной степенью детализации: в целом по договору или по расчетным документам.

При формировании проводок по документу наличие аванса будет определяться с учетом заданной степени детализации.

Для оценки того, возник ли при проведении расчетов с контрагентом аванс, "1С:Бухгалтерия 8" будет анализировать долг по счету учета расчетов с контрагентом, указанному в документе. Анализ долга проводится или в разрезе договора контрагента, или по конкретному документу, указанному в соответствующем реквизите. Если по этому счету долг погашается полностью, то остаток оплаты зачитывается как аванс и указывается на счете учета расчетов по авансам. Если же счет расчета по авансам не задан, то вся сумма по операции будет проведена по счету учета расчетов с контрагентом.

Пример:

  • Поставка материалов от поставщика на сумму 118 руб.
Дт Кт Сумма
10 60.01 100 руб.
19 60.01 18 руб.
  • Оплата материалов на 140 руб.

Если счет учета расчетов по авансам указан:

Дт Кт Сумма
60.01 51 118 руб.
60.02 51 22 руб.

Если счет учета расчетов по авансам не указан:

Дт Кт Сумма
60.01 51 140 руб.

Банковские и кассовые документы, а также документ "Авансовый отчет" в части оплаты поставщикам могут автоматически определять состояние взаиморасчетов с контрагентами и распределять получаемые или перечисляемые суммы на погашение имеющейся задолженности и авансы. При возврате денежных средств поставщиком в первую очередь анализируется счет авансов, указанный в документе, и если по этому счету был отражен аванс, то этот аванс погашается, а оставшаяся часть оплаты регистрируется по счету расчетов с поставщиком и увеличивает задолженность по договору.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.