Иллюстрированный самоучитель по AutoCAD 2005

Тонирование

Присвоение материалов

После того как материал создан и, если необходимо, отредактирован, остается присвоить его поверхностям тех или иных объектов. Для этого в области Material Name: диалогового окна Materials сначала выбирают подходящий материал, а затем, нажав кнопку Attactx, – требуемые объекты на чертеже.

В процессе дальнейшей работы программы регистрируется количество объектов, которым уже присвоен данный материал. Эти объекты автоматически выделяются на чертеже для того, чтобы устранить повторное присвоение того же материала.

Наложение текстур

Применительно к тонированию наложение текстур означает проецирование двумерной растровой картинки на поверхность трехмерного объекта для достижения специальных эффектов. Форматы растровых изображений могут быть самыми разными – BMP, TGA, TIP, PCX или JPG.

Наложение текстур производится по координатам UV. Эти буквы специально выбраны так, чтобы подчеркнуть независимость от координат ХY объектов AutoCAD. Накладываемые текстуры масштабируются в соответствии с текущей системой единиц AutoCAD.

В фотореалистических режимах тонирования растровые картинки можно использовать как:

  • цветовые текстуры, определяющие раскраску поверхности объекта, как если бы на нее была нанесена растровая картинка. Например, для имитации покрытого плиткой пола на горизонтальную поверхность накладывают текстуру, напоминающую по виду шахматную доску;
  • текстуры отражения, имитирующие предметы, как бы отражающиеся от гладкой поверхности объекта;
  • текстуры прозрачности, задающие прозрачные и непрозрачные участки на объекте. Например, если взять растровое изображение черного круга в середине белого прямоугольника и наложить его на объект в качестве текстуры прозрачности, то поверхность будет выглядеть так, как будто на объекте имеется круглое прозрачное отверстие;.
  • текстуры выдавливания – имитирующие эффе.кт небольшого выдавливания участков изображения над остальной поверхностью.

Эффекты, создаваемые наложением текстур, отображаются только в фотореалистических режимах тонирования.

По умолчанию текстура накладывается на объект в масштабе 1:1 – при этом тонирование занимает минимальное время.

Если растровая картинка меньше объекта, при ее проецировании следует задать способ ее наложения: либо несколько экземпляров картинки с расположением "плитками", либо наложение одиночного экземпляра.

В первом случае картинка копируется столько раз, сколько нужно, чтобы она полностью покрыла объект. При одиночном наложении на объект проецируется только один экземпляр картинки. Остальная часть объекта тонируется на основании данных о его основном материале. Область в пределах наложенной картинки можно настроить так, чтобы через текстуру просвечивал основной материал.

Текстуры, связанные с материалами, могут накладываться на объекты путем вписывания или с фиксированным масштабом. Если текстура вписывается в объект, материал сразу заполняет границы тонируемой поверхности, а рисунок текстуры растягивается или уменьшается.

При наложении с фиксированным масштабом материал вначале заполняет некоторую фиксированную область, а затем полученная структура размножается, покрывая всю поверхность.

Наложение картинки в качестве цветовой текстуры определяет раскраску поверхности объекта. Например, растровая картинка с узором накладывается на изображение сиденья стула для имитации обивки.

Текстуры прозрачности задают прозрачные и непрозрачные области объекта, создавая эффект наличия отверстий и проемов. Степень прозрачности определяется яркостью элементов текстуры: чисто белые ее области соответствуют непрозрачным участкам, чисто черные – прозрачным. Если текстура цветная, то для вычисления степени прозрачности программа берет в расчет эквивалент в оттенках серого.

Более светлые участки картинки, наложенной как текстура выдавливания, выглядят как бы возвышающимися над поверхностью объекта. Простейший пример – картинка с белыми буквами на черном фоне. Наложение ее на плоскость в качестве текстуры выдавливания дает эффект выпуклых букв на плоском фоне, хотя в действительности объект остается плоским.

Если текстура цветная, для вычисления "высоты" элементов, кажущихся выпуклыми при выдавливании, программа оперирует эквивалентом в оттенках серого.

Применение текстур выдавливания не ограничено картинками с текстами – любая регулярная растровая структура может быть использована для придания поверхности рельефного облика.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.