Иллюстрированный самоучитель по CorelDRAW 12

Клоны и клонирование эффектов

В этом уроке мы продолжим знакомиться с составными объектами CorelDRAW. Рассмотренные в предыдущем уроке тени и экструзии, будучи составными объектами, дополняют свой управляющий объект, добавляя ему новые компоненты (тень, боковые поверхности, фаску). Таким образом, их подчиненные объекты редко играют самостоятельную роль. Количество подчиненных объектов и их расположение строго определено характером управляющего объекта, и пользователь не может произвольно менять их.

В составных объектах, которым посвящен этот урок, количество (а в некоторых случаях – и расположение) подчиненных объектов может регулироваться пользователем, причем каждый из этих объектов может играть самостоятельную роль. Их основное назначение – предоставить пользователю возможность быстро построить большое число одинаковых или закономерным образом меняющихся форм, а затем столь же быстро изменять их, не работая с каждой отдельно.

Клоны представляют собой особый вариант совокупности копий объекта, которые, с одной стороны, могут размещаться индивидуально, а с другой стороны, одновременно меняют форму и атрибуты при редактировании всего лишь одного экземпляра из всего клона – мастера. Кроме клонов объектов в CorelDRAW предусмотрены особые клоны эффектов – например, теней и тел экструзии.

Фрагменты – новое понятие, появившееся только в CorelDRAW версии 11, хотя оно вполне органично вписывается в объектную ориентированность программы. В качестве фрагмента может быть определен любой объект векторной графики, помещенный в библиотеку фрагментов. После этого многократное использование этого фрагмента в изображении практически не увеличивает размеров графического файла, поскольку в файле описание фрагмента хранится только в одном экземпляре. В CorelDRAW версии 12 концепция фрагментов и инструментарий для работы с ними получили дальнейшее развитие.

Пошаговый переход позволяет быстро построить последовательность переходных форм между двумя управляющими объектами, разместить ее на заданной траектории, а затем менять внешний вид всех объектов одновременно, редактируя управляющие объекты перехода.

Ореолы, или контуры подобия, представляют собой вариант пошагового перехода с одним управляющим объектом. Семейство подчиненных объектов ореола строится как последовательность фигур, близких геометрически к управляющему объекту.

Изобразительные возможности клонов, пошаговых переходов и ореолов практически безграничны, и сообщество компьютерных художников, работающих с CorelDRAW, постоянно изобретает новые способы их применения. С некоторыми из них мы познакомимся в упражнениях этого урока.

Клоном в CorelDRAW называется совокупность специальных копий объекта, сохраняющих связь со своим оригиналом. Кроме того, тем же термином называется и каждый из объектов, входящих в клон одного и того же оригинала (чтобы избежать путаницы, в дальнейшем для обозначения отдельных объектов, составляющих один клон, будем называть их элементами клона). Оригинал, по которому строится клон, принято называть управляющим объектом клона, или мастером.

В строке состояния выделенный элемент клона обозначается своим типом с предшествующим словом "clone" (например, Clone Rectangle), а управляющий объект клона – типом с предшествующим словом "control" (Control Rectangle), так же как любой управляющий объект.

Основное свойство элемента клона состоит в том, что его нельзя редактировать. Элемент клона можно подвергать преобразованию: перемещать, поворачивать, зеркально отражать, но нельзя менять параметры его заливки и контурных линий, масштабировать, редактировать узлы. Все эти запрещенные для элемента клопа операции можно выполнять с управляющим объектом клона, причем все сделанные изменения автоматически распространяются на все элементы клона.

Как и элемент клона объекта, элемент клона эффекта тоже нельзя редактировать индивидуально, но он автоматически воспроизводит результат любой настройки эффекта для управляющего составного объекта клона эффекта.

Еспи перед клонированием выделить несколько объектов, то результатом будут являться несколько клонов, то есть каждый из выделенных объектов становится управляющим объектом собственного клона. При клонировании группы объектов она становится управляющей группой клона, элементами которого становятся не объекты, а группы-клоны. Разгруппирование такого элемента клона дает не элементы клонов отдельных объектов (этих клонов просто не существует), а самостоятельные объекты. Разгруппировать управляющую группу клона невозможно, пока существует хоть одна связанная с ней группа – элемент клона.

Клонами очень удобно пользоваться в тех случаях, когда в проекте предусмотрено многократное повторение элемента, работа над которым еще не закончена (например, логотип фирмы, размещенный посредине и в четырех углах страницы веб-узла). В этом случае можно работать только над формой и расцветкой управляющего объекта клона, а остальные экземпляры изображения (элементы клона) будут изменяться автоматически.

Элемент клона выделенного объекта создается командой Edit › Clone (Правка › Клонировать). По умолчанию он располагается с некоторым смещением по отношению к оригиналу.

В имеющейся у автора на момент подготовки этой книги редакции программы CorelDRAW 12 команда клонирования не входит в стандартный состав меню. Если в редакции, с которой вы работаете, имеет место та же ситуация, введите ее в состав меню Edit (Правка) с помощью средств настройки. Для этого выберите сначала команду Tools › Customization (Сервис › Настройка), а затем в иерархическом списке, который находится в левой части раскрывшегося диалогового окна, – пункт Workspace › Customize › Commands (Рабочая среда › Настройка › Команды). Далее в раскрывающемся списке, расположенном в верхней части правой половины диалогового окна, выберите альтернативу Edit (Правка). Ниже раскрывающегося списка появится перечень всех существующих команд редактирования. Найдите в нем пункт Clone (Клонировать) и перетащите его мышью на название меню Edit (Правка) в строке меню программы – меню Edit (Правка) раскроется. Не отпуская кнопку мыши, поместите команду на желаемое место в меню. После освобождения кнопки мыши команда появится в меню на выбранном месте. Щелкните на кнопке ОК в диалоговом окне, чтобы завершить настройку меню. Этим приемом можно пользоваться для корректировки состава любого меню программы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.