Иллюстрированный самоучитель по задачам и примерам Assembler

Элементы компиляции программ

Большинство людей считают компьютеры математическими машинами, разработанными для выполнения численных расчетов. В действительности же компьютеры представляют собой языковые машины: основа их могущества заключается в способности манипулировать лингвистическими знаками – символами, которым приписан некоторый смысл.

Терри Виноград

В процессе изложения материала данного раздела мы получили достаточные знания для того, чтобы с пользой применить их на примере достаточно сложной задачи. Одной из таких задач традиционно считается разработка компилятора (интерпретатора). Тем более что у нас есть для этого повод – необходимость создания препроцессора для новых команд микропроцессоров Pentium Pro/II/III/IV (см. главу 10). Исходя из этого задачу будем решать поэтапно: на первом этапе разберемся с общими вопросами из теории компиляции, которые будут полезны в контексте решения нашей задачи, а затем, на втором этапе, разработаем сам препроцессор. В соответствии с этими этапами весь материал также будет разбит на две части и рассмотрен в разных главах настоящей книги. Но для того, чтобы все наше строение было логически связанным, мы сформулируем для каждого из этапов свои целевые установки.

Цель первого этапа – научиться проводить распознавание и синтаксический разбор одиночных предложений, принадлежащих некоторому языку. Цель второго этапа – применить полученные знания для обработки некоторой программы на языке ассемблера, содержащей новые команды микропроцессоров Pentium Pro/II/III, о которых транслятор ассемблера "не знает". В результате этой обработки новые команды будут замещены эмулирующим кодом. Конечно, кто-то возразит – можно попытаться достать соответствующий "patch" к транслятору, что позволит ему непосредственно поддерживать новые команды. Или выбрать другой путь – использовать набор макрокоманд, предоставляемых фирмой Microsoft (защищенный, кстати, ее авторскими правами).

Но, как быть тем, кто привык работать с ассемблерами других фирм? Более того, разработка данной задачи и использование ее результатов в своей практической работе ощутимо поднимает уровень профессиональной подготовки программиста. А это уже достижение одной из целей данной книги.

Теория компиляции разработана очень хорошо. В списке литературы вы сможете найти ссылки на некоторые источники, где приведено ее описание. Наша задача – сформировать некий подход, который бы на хорошем профессиональном уровне позволил вам решать определенный круг задач. Конечно же, мало кому придется разрабатывать свой транслятор, но практически всем приходилось или придется разрабатывать языковой интерфейс своей программы с пользователем. Ну и как ваша программа будет его обрабатывать? На основе каких-то символьных заготовок? Изучив предлагаемый материал, вы, например, самостоятельно сможете производить синтаксический разбор предложений, поступающих на вход вашей программы, оптимальным образом анализировать содержимое нужных файлов и т. п.

Формальное описание языка программирования

Язык программирования является подмножеством естественного языка и предназначен для поддержки процесса общения человека с компьютером. В общем случае язык – это множество предложений, которые можно записать на нем. Отличие языка программирования от естественного – в его законченности или замкнутости. Под этим понимается, что теоретически можно перечислить все предложения, которые можно на нем составить. Для естественного языка это невозможно. В контексте нашего изложения под языком программирования будем понимать не только языки высокого уровня, но и языки командных процессоров и вообще любые наборы предложений, с помощью которых производится управление работой некоторой программы.

Теория компиляции базируется на том, что любой язык может быть описан формально.

Основа любого естественного языка – его алфавит, то есть множество символов букв. Вспомним, что обучение в школе начинается с букваря, то есть со знакомства с набором символов, из которых в дальнейшем будут строиться слова. Приступая к изучению языка программирования, программист также вначале знакомится с набором символов (букв, цифр, разделительных знаков), из которых строятся слова программы и объединяются затем в предложения программы. Для формального описания языка программирования также необходимо знать алфавит, но в этом случае его понятие отличается от того, к которому мы привыкли. К этому мы вернемся чуть позже.

Для написания программы недостаточно знать только лишь один алфавит. Так, в школе после изучения алфавита дети начинают изучать предмет "Русский язык". Можно выделить по крайней мере две цели, которые при этом ставятся: во-первых, на основе алфавита и набора правил научить школьника правильно строить слова языка (которые составляют его лексику); во-вторых, научить его правильно составлять предложения из слов, то есть делать это так, чтобы его могли понимать окружающие. Для построения правильных предложений в любом языке существует набор правил, которые описывают синтаксис этого языка. Каждому правильному предложению языка приписывается некоторый смысл. Описание смысла предложений составляет семантику языка.

Естественный язык многозначен, и часто с его помощью одну и ту же мысль можно выразить несколькими синтаксически разными предложениями. Компьютер – не человек, и общение с ним (во всяком случае, пока) должно быть однозначным, то есть не может быть двух разных по написанию предложений, выполняющих одно действие. Применительно к компьютеру семантика языка программирования представляет собой описание того, как следует исполнять на машине конкретное предложение. Различие синтаксиса и семантики лучше всего иллюстрирует следующий классический пример. Имеются два одинаковых с точки зрения синтаксиса предложения.

В машинном представлении для вычисления данных выражений будут использоваться не только разные команды, но и алгоритмы. Если вдруг перед нами будет поставлена задача перевода программы на другой язык программирования, то в той или иной степени будет меняться все – алфавит, лексика, синтаксис, но семантика в идеале должна остаться неизменной.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.