Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма

Освещение

Неправильное освещение может стать причиной, по которой трудно узнать человека на экране. Любительские и профессиональные кадры при одинаково точно подобранной композиции часто отличаются именно качеством света. Диапазон яркости, воспринимаемый человеческим глазом, значительно превосходит диапазон световой чувствительности любой камеры, и изображение, записанное на видеопленку, может существенно отличаться от того, что мы видим. Поэтому надо стремиться к ровному освещению сцены, избегая чрезмерных контрастов, особенно при съемке людей.

Требования к освещению возрастают для кадров, которые в дальнейшем предполагается использовать для нелинейного монтажа. При оцифровке на больших темных участках изображения могут появиться шумы квантования в виде хаотично мерцающих светлых точек – "снега", а пересвеченные места теряют четкость, "растекаются". Положение еще больше ухудшается, если такие кадры дополнительно обрабатываются программами монтажа с применением всевозможных видеоэффектов. Для нелинейной видеообработки больше подходят достаточно светлые и ровные (мягкие) кадры, без больших однотонных участков.

В отраженном, например, от облаков, потолка или стен ненаправленном свете изображение получается очень мягким, без теней. При рассеянном (диффузном) свете, например от солнца сквозь облака или туман, от светильника с рассеивающим экраном, тени становятся полумягкими. Узко направленный солнечный свет в ясный день или свет от рефлектора дает глубокие тени и жесткий контраст даже при незначительном отклонении луча от оптической оси объектива. Дополнительная подсветка или рассеяние света от предметов окружения, облаков или специальных отражающих экранов смягчает освещение. Для устранения излишней засветки применяются поглощающие экраны, с их помощью повышают контрастность определенных участков изображения.

Контрастность освещения определяется отношением яркости (в экспозиционных числах) эталонной серой поверхности на свету к яркости ее в тени. Так как видеофильмы просматривают при дневном освещении, контраст на лицах людей не желательно делать больше 2.5-3, причем соотношение яркостей самого светлого и самого темного участков кадра не должно превышать 30 единиц.

Контрастность 2 и менее – мягкая светотень, бывает в пасмурную погоду. Хорошо прорисовывается общая форма и цвет предметов как на свету, так и в тени, но изображение выглядит плоско, мелкий рельеф поверхности (фактура) только угадывается. При таком свете лица людей кажутся моложе, так как сглаживаются морщины, становится малозаметной бугристость кожи, убираются тени под глазами. Чтобы стали более выразительными плоские лица, требуется повысить контраст до 3, использовать свет от "солнца в молоке".

Совет
Для ровного освещения нескольких объектов и при съемке в больших помещениях лучше использовать непрямой (отраженный) или сильно рассеянный свет, а чтобы избежать теней от одного человека на другом, надо применить несколько источников света
.

Контрастность 4 – глубокая светотень, на природе бывает в малооблачную погоду, когда солнце над горизонтом стоит под углом 30-60°. Изображение получается объемным, можно различить форму и цвет объекта как на свету, так и в тени. При таком освещении очень выразительными будут выглядеть пейзажи. Отчетливо прорисовывается фактура поверхности. При контрасте более чем 5:1 в тенях исчезают детали, изображение на свету растекается.

Контрастность 8:1 и более – сильный контраст, получается при ярком солнце в зените. Тень черная, без цвета и формы, на свету не видно деталей. Такое освещение не пригодно для обычной съемки, так как реалистическое изображение превращается в гравюру. Но яркими силуэтами и бликами на черном фоне можно передать атмосферу ночных съемок, для чего используют мощный узконаправленный боковой свет. Это единственный способ показа сцены в темном чулане или в подземелье.

Совет
Красивое небо лучше снимать над светлыми отражающими и блестящими поверхностями, например над песком, снегом, водой, иначе контраст получится чрезмерным. Вода при высоком солнце (более 42° над горизонтом) становится темной, при низком – искрится, приобретает цвет неба
.

Степень контрастности кадров придает сцене определенное настроение, этим свойством освещения широко пользовались еще на заре кинематографии. Цвет несколько сглаживает эффект, но его всегда можно приглушить. Мягкое изображение в теплых темных тонах без прорисовки деталей можно использовать в романтических сценах. Пониженный контраст при светлых тонах или рассеянная светящаяся воздушная дымка навевают лирическое настроение, в них есть элемент некоторой недосказанности. Повышением контрастности, глубокими тенями можно подчеркнуть драматизм момента.

На контрастность изображения влияет направление главного источника света. Восприятие объема и формы предметов зависит в некоторой мере и от того, в какую сторону падает тень. Фронтальное освещение (прямой свет со стороны камеры, например от низкого солнца) убирает тени, фактура предметов почти не просматривается. При таком свете трудно передать глубину сцены, пространство становится плоским. Лица людей плохо узнаваемы. Фронтальное освещение подходит только для дальних планов, где не требуется прорисовка деталей.

Фронтально-боковой верхний свет (из-за спины оператора сбоку и сверху) с углами направлений сверху вниз и сбоку к оси объектива по 30-60° является наиболее универсальным, контраст умеренный, можно снимать людей. Боковое освещение образует темные тени, подчеркивает объем предметов и фактуру поверхностей, контраст повышенный. Тени от объектов с криволинейной формой приобретают плавные переходы. Боковое освещение подходит для пейзажной съемки (рис. 8). Наибольший контраст и эффект объемности проявляется при свете, перпендикулярном к оси объектива. Встречно-боковой свет дает яркие блики на предметах, привносит легкость и воздушность. В глубоких тенях не видно деталей. Такой свет можно использовать для создания определенного настроения.

Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма › Кадр › Освещение

Рис.8. Ледник при боковом освещении

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.