Иллюстрированный самоучитель по Assembler

Подготовка и отладка программы

Выполним две первые команды программы, дважды нажав клавишу F8. Состояние программы после этой операции показано на рис. 2.5.

Иллюстрированный самоучитель по Assembler › Основы программирования › Подготовка и отладка программы
Рис. 2.5. Состояние программы после выполнения двух первых команд.

Видно, что указатель команд получил значение 5 и показывает на очередную (еще не выполнявшуюся) команду mov AH,09h, относительный адрес которой равен 5. Сегментный регистр DS получил значение 1207h, что должно соответствовать сегментному адресу сегмента данных. Вспомним, что сегмент команд у нас занимает 11h байт и требует в памяти 2 параграфа. Сегмент команд имеет сегментный адрес 1205h, следовательно, сегментный адрес сегмента данных должен быть равен 1207h, что мы и получили.

Обратим внимание на самую правую колонку в окне процессора, в которой индицируются состояния флагов процессора. Как уже говорилось, состояния флагов заново устанавливаются процессором после выполнения каждой команды, и по ним можно в определенной степени судить о результате команды. С самого начала у нас был установлен только флаг IF (i в окне отладчика), что свидетельствует о включенном механизме аппаратных прерываний; остальные флаги сброшены. После выполнения двух первых команд состояние регистра флагов не изменилось. Произошло это потому, что команда пересылки mov не изменяет состояния флагов. Поскольку в нашей программе нет никаких команд, кроме mov и hit, а команда hit тоже состояния флагов обычно не изменяет, то наблюдать с помощью нашего примера функционирование регистра флагов не удастся.

Рассмотрим теперь стек. Сегмент данных имеет у нас размер 14h байт, и под него в памяти надлежит выделить 2 параграфа. Это объясняет содержимое сегментного регистра стека SS – 1209п. Под стек отведено 256 байт, поэтому исходное положение SP (под дном стека) соответствует смещению l00h.

Наконец, стоит еще обратить внимание на нижнюю половину окна команд, заполненную странными командами add [bx+si],al. Таких команд, да еще в таком количестве, в нашей программе нет, их "придумал" отладчик, пытаясь деассемблировать промежуток между сегментом команд и сегментом данных, заполненный нулями. Код 0000h соответствует команде add [bx+si],al, которую и изобразил отладчик.

Таким образом, рассмотрев информацию, предоставленную отладчиком, мы подтвердили все предыдущие рассуждения о расположении в памяти сегментов программы и об инициализации регистров процессора при загрузке программы в память.

Обратимся теперь к окну дампа. При запуске отладчика в окно дампа выводится содержимое памяти, начиная с адреса DS:0000h, т.е. начало префикса программы (см. рис. 2.4 и 2.5). Для того, чтобы вывести на экран что-либо иное, надо воспользоваться командой ALT + F10, которая для каждого внутреннего окна процессора открывает дополнительное меню. Вид этого меню зависит от того, какое окне было активным в момент ввода команды. На рис. 2.6 показано дополнительное меню окна дампа.

Иллюстрированный самоучитель по Assembler › Основы программирования › Подготовка и отладка программы
Рис. 2.6. Дополнительное меню окна дампа памяти.

Чаще всего приходится пользоваться первым пунктом этого меню Goto, с помощью которого можно задать любой адрес (входящий или не входящий в сегменты программы), и получить дамп этого участка.. На рис. 2.7. изображено содержимое окна дампа после ввода начального адреса в виде DS:0 (тот же результат даст начальный адрес DS:msg, а так же и просто msg, так как по умолчанию сегментный адрес берется из DS). Как и следовало ожидать, по этому адресу расположено наше единственное данное – строка текста, выводимая программой на экран. Кстати, в окне дампа видно начало промежутка между сегментами (данных и стека), заполненного нулями.

Иллюстрированный самоучитель по Assembler › Основы программирования › Подготовка и отладка программы<>

Рис. 2.7. Дамп сегмента данных.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.