Иллюстрированный самоучитель по бухгалтерскому учету

Полезные статьи для "упрощенцев"

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках организации на УСН: подготовительный этап

Итак, организации, применяющие УСН, освобождены от ведения бухгалтерского учета в полном объеме (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В их обязанности входит только бухучет по объектам основных средств и нематериальных активов. Тем не менее, многие бухгалтеры фирм, работающих на УСН, указанной льготой не пользуются. Для тех, кто ведет бухгалтерский учет по собственной инициативе, рассмотрим, что нужно сделать, прежде чем составлять годовой бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Перед тем как составить бухгалтерский баланс, проведите инвентаризацию.

Итак, для уточнения показателей всем фирмам, в том числе и применяющим УСН, рекомендуется провести инвентаризацию.

Начнем с определения. Инвентаризация – это периодическая проверка наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки. Как правило, она проводится с целью сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Это довольно сложный процесс. Результаты инвентаризации могут быть признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

О том, как проводить инвентаризацию и как правильно оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 №49.

Следует заметить, что инвентаризация имущества проводится по месту нахождения этого имущества.

Перед проведением инвентаризации, то есть сразу после принятия решения, создается специальная инвентаризационная комиссия, которая и будет заниматься инвентаризацией. Комиссия может создаваться для каждой инвентаризации или назначаться на определенный период, например, для проведения всех плановых инвентаризаций в течение года. Важно помнить о том, что, если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, ее результаты будут признаны недействительными.

Процедура проведения инвентаризации делится на несколько этапов.

Этап первый – подготовительный. Этот этап включает:

  • определение даты проведения и перечня объектов инвентаризуемого имущества;
  • подготовку приказа о проведении инвентаризации и вручение его членам инвентаризационной комиссии;
  • получение расписок от материально ответственных лиц и пр.

На втором этапе происходит взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей.

Третий этап – это сопоставление данных инвентаризационных описей с учетными данными, подготовленными бухгалтерией на основании первичных учетных документов. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

И, наконец, заключительный этап – оформление результатов инвентаризации. На этом этапе учетные данные приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, а также принимаются управленческие решения по этому поводу.

Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет (ст. 17 Закона №129-ФЗ).

Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.

После принятия решения об утверждении результатов инвентаризации начинается работа бухгалтера. Данные бухгалтерского учета необходимо привести в соответствие с фактическими. Для этого нужно оприходовать излишки или списать недостачи.

Бухгалтерский баланс: реформация.

Также до того, как бухгалтер начнет составлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, необходимо выполнить еще одну важную операцию – закрытие года в бухгалтерском учете. Оно проводится после того, как отражены все финансово-хозяйственные операции, начислены необходимые налоги и определены финансовые результаты последнего месяца.

Закрытие года в бухгалтерском учете сводится к реформации баланса, которая заключается в закрытии (обнулении) некоторых бухгалтерских счетов. В обязательном порядке закрываются счета учета реализации и финансовых результатов:

  • счет 90 "Продажи". Причем "упрощенцы" не являются плательщиками НДС, поэтому субсчет 90-3 ими практически не используется (разве что они захотят выставлять счета-фактуры с НДС по собственной инициативе). Субсчет 90-4 также не используется, так как организации на УСН не могут заниматься производством подакцизной продукции. А значит, обнулять нужно лишь субсчета 90-1, 90-2 и 90-9;
  • счет 91 "Прочие доходы и расходы". Никаких особенностей ведения счета 91 для "упрощенцев" нет, разве что среди расходов на счете 91-2 не будет сумм начисленного с реализации НДС;
  • счет 99 "Прибыли и убытки". Остаток со счета 99 в обычном порядке списывается на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и сальдо счета 99 становится нулевым.

Перед тем, как бухгалтерский баланс подвергнется реформации, необходимо проверить остатки по счетам. Если будут выявлены какие-либо ошибки, их следует исправить, внести соответствующие корректировки на последнюю отчетную дату, то есть 31 декабря.

Все записи по реформации баланса за отчетный год датируются 31 декабря того же года.

После закрытия года можно начать заполнять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.