Иллюстрированный самоучитель по созданию DVD

DVD Глоссарий

Bitrate – количество бит – характеристика скорости потока видео и/или аудио информации. Измеряется в тысячах килобит за секунду. Чем больше bitrate, тем больше места на диске занимает данная информация. Bitrate в 8000 kbit/s соответствует 1 мегабайту в секунду. Например, 60 секунд видео, закодированного с bitrate 8000 kbit/s, займет на диске 60 мегабайт.

Cell – ячейка. В DVD-Video минимальный адресуемый элемент DVD проекта. Если фильм разбить на главы, например, то фрагмент от начала главы до ее конца также является ячейкой (cell).

Constant Bit Rate (CBR) – постоянная скорость при кодировании – термин, применяемый для описания параметров кодирования в ряде вариантов MPEG формата и означает, что при кодировании в MPEG формат скорость получаемого на выходе кодера MPEG потока всегда постоянна и не зависит от вида кодируемой видеоинформации.

Dolby Digital AC-3 – в общем случае система кодирования (сжатия) звука, разработанного инженерами фирмы Dolby Laboratories. Звуковая дорожка Dolby Digital может содержать моно звук, стерео звук, а также 5.1 звук, запись и воспроизведение которого выполняется для 6 каналов – левого, центрального и правого фронтальных каналов, низкочастотного LFE общепринятое название subwoofer) а также левого и правого тыловых каналов. Подробнее о Dolby Digital как системе объемного звучаения можно прочитать здесь.

Dolby Pro Logic – система объемного звучания, разработанного инженерами фирмы Dolby Laboratories. Запись и воспроизведение звука выполняется для пяти каналов – левого, центрального и правого фронтальных каналов, а также левого и правого тыловых каналов. Отличается от системы Dolby Surround большим разделением фронтальных и тыловых каналов.

Dolby Surround – одна из первых систем объемного звучания, разработанных инженерами фирмы Dolby Laboratories. Запись и воспроизведение звука выполняется для четырех каналов – левого и правого фронтальных каналов, а также левого и правого тыловых каналов. Сигнал для тыловых каналов кодируется вместе с сигналами для фронтальных каналов. При воспроизведении стерео сигнал требует декодирования для извлечения информации тыловых каналов.

Dynamic Range – динамический диапазон – характеристика качества аудио тракта. Измеряется в децибелах и показывает отношение уровня выходного сигнала при номинальной выходной мощности к уровню наименьшего слышимого звука. Такие параметры, как динамический диапазон и отношение сигнал/шум связаны между собой – не может быть у устройства высокое соотношение сигнал/шум и узкий динамический диапазон. Для высококачественных аудио устройств значение динамического диапазона не может быть хуже 95 dB.

Dynamic Range Compression (DRC) – сжатие динамического диапазона – применяется в DVD плеерах с собственными декодерами звука и ресиверах. Сжатие (или уменьшение) динамического диапазона применяется для ограничения пиков звука при просмотре фильмов. Если зритель желает смотреть фильм в котором возможны резкие изменения уровня громкости (фильм о войне, например), но не хочет причинять беспокойство членам своей семьи, то режим DRC следует включить. Субъективно, на слух, после включения DRC в звуке уменьшается доля низких частот и высокие звуки теряют, прозрачность, поэтому без необходимости режим DRC не стоит включать.

DVDigital Video – формат представления видеоданных, используемый для обмена видео между цифровыми видеокамерами, видеомагнитофонами и компьютерами. В качестве транспорта для передачи DV обычно используется интерфейс IEEE-1394 (FireWire). У DV фиксированный коэффициент сжатия видеосигнала 5:1 и, соответственно, поток 3.515 MBytes/s. Разрешение для PAL 720x576, для NTSC 720x480. Стандарт также предусматривает передачу команд управления устройствами записи/воспроизведения видео по интерфейсу IEEE-1394. Поддерживается запись/воспроизведение звука либо по 4 каналам с частотой дискретизации 32 kHz и разрядностью 12 бит, либо по 2 каналам с частотой дискретизации 48 kHz и разрядностью 16 бит. В DV используется как intraframe компрессия, при которой каждый кадр сжимается сам по себе, без учета информации в соседних кадрах, так и interfield компрессия, применяющая анализ статичных изображений на соседних полях с использованием одинакового фона для соседних полей. Такие алгоритмы компрессии дают очень незначительное количество артефактов.

DV Type-1Digital Video Type-1 – оригинальный (native) вариант DV формата, совершенно несовместимый с Video for Windows и поддерживаемый только через DirectShow. Поток (файл) формата Type-1 содержит видео и аудио (стерео, 48 kHz, 16 bit) в одном потоке, т.е. с чередованием видео и аудио. Именно этот формат является рекомендуемым для захвата и последующей обработки видео DV формата на компьютере.

DV Type-2Digital Video Type-2 – старый вариант DV формата, обратно совместимый с Video for Windows – программа, понимающая Video for Windows, может прочитать файл формата Type-2 (но сохранить в нем не может без специального кодека). Поток (файл) формата Type-2 содержит видео и от одного до четырех потоков каналов) для аудио (максимально 2 стереоканала, по 32 kHz, 12 bit каждый). По сравнению с Type-1 требует больших затрат на декодирование и микширование, поэтому область применения этого формата постепенно, по мере перехода программ видеомонтажа на формат Type-1, будет сокращаться.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.