Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS

Заказное пространство CMYK

Растискивание

Растискиванием в полиграфии называется увеличение размеров полутоновых ячеек при переносе краски с формы на бумагу. Нечто подобное происходит в процессе печати на струйных принтерах. Пятна краски "вбиваются" принтером в носитель и растекаются по нему. Даже при самых осторожных режимах печати нанесенный на бумагу краситель просто растекается по ней, и чем выше адсорбирующие способности бумаги, тем заметнее проявляется этот эффект. Растискивание делает печатную версию изображения темнее и немного загрязняет ее, поэтому этот эффект необходимо учитывать в процессе допечатной подготовки качественных цветных публикаций.

Растискивание зависит от множества обстоятельств: типа бумаги, состояния печатной машины, влажности воздуха и пр. Влияет на него и величина печатной точки. Точки маленького размера отличаются небольшим увеличением при любых условиях печати. С увеличением размеров печатной точки растаскивание растет и в некоторых случаях может привести к перекрытию соседних растровых ячеек. Это опасное явление, способное повлечь за собой нарушение целостности графического образа.

Для компенсации растаскивания Photoshop предлагает два метода: задание величины растаскивания для растровой точки с 50%-заполнением и построение кривой, которая описывает растаскивание точек различной величины.

Все необходимые для задания растаскивания интерфейсные средства расположены в разделе Dot Gain диалогового окна Custom CMYK (см. рис. 2.15). Чтобы воспользоваться первым способом, следует в этом разделе выбрать пункт Standard Стандартный) и в правом числовом поле ввести численное значение растаскивания для растровой точки с 50% заполнением. Этот способ работает неплохо для стандартного набора печатных красителей. Во всех этих случаях величина растаскивания устанавливается в соответствии с рекомендациями производителей красок.

Если вместо пункта Standard списка Dot Gain выбрать Curves, то будет открыто диалоговое окно Dot Gain Curves (см. рис. 2.16), при помощи которого можно выполнить очень точный выбор параметров растаскивания.

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS › Управление цветом в Photoshop › Заказное пространство CMYK
Рис. 2.16. Диалоговое окно Dot Gain Curves

Средствами этого окна можно задать величину растискивания для точек различного заполнения и для всех печатных красок по отдельности.

Ранее отмечалось, что сила проявления этого эффекта зависит от размеров плотности) печатной точки. При помощи построения кривых заданной формы можно определить степень растискивания отдельно для точек с 2, 4, 6, 8, 10, 20, 30, – 0, 50, 60, 70, 80, 90%-ным заполнением и всех печатных красок.

Тип цветоделения

Теоретически смешение в равных долях красок Cyan, Magenta и Yellow должно дать черный цвет. На практике эта операция приводит к получению темно-коричневого цвета с заметными грязевыми включениями. Для получения подлинного черного цвета и его оттенков добавляют черную краску. Без этого очень трудно получить чистый тон в темных областях изображения.

Существует два основных способа добавления черной краски в цветоделенное изображение: UCR (Under Color Removal – удаление нижележащего цвета) и GCR (Gray Component Replacement – замещение серого компонента).

В процессе цветоделения по методу GCR во всех областях не серого цвета краски Cyan, Magenta и Yellow, формирующие серую составляющую, заменяются черной краской. Дополнительные количества этих красителей остаются без изменений. Например, если некоторая область имеет в целом нейтральный тон с розоватым оттенком, то можно сделать вывод о повышенном содержании пурпурного красителя, который своим избытком формирует искомый оттенок. В методе GCR результирующий цвет будет создан при помощи черной краски с небольшим добавлением пурпурного красителя. Общая схема работы метода следующая. Выполняется анализ цвета на наличие серой компоненты, при обнаружении таковой первичные цвета Cyan, Magenta и Yellow заменяются соответствующими количествами черной краски.

Метод GCR используется в Photoshop по умолчанию. По сравнению с UCR он дает лучший баланс цвета, но требует настройки большего количества параметров. Кроме того, при замещении серого компонента уменьшается общий расход красителей.

Для улучшения результатов метода GCR используется прием, обозначаемый аббревиатурой UCA (Under Color – добавление неосновных цветов). В самых темных областях изображения уменьшается вклад черной краски и увеличиваются процентные составляющие красок CMY. Это делается для создания темных и насыщенных теневых областей, которые невозможно получить при помощи одной черной краски. Уровень замены задается в поле UCA Amount диалогового окна Custom CMYK (см. рис. 2.15). Значение этого поля подбирается экспериментально или по рекомендации типографии.

Главное отличие UCR от GCR состоит в том, что в первом случае черная краска заменяет краски CMY только для формирования областей серого тона. Цветоделение по методу UCR хорошо подходит для изображений, не содержащих темных и насыщенных тонов, во всех остальных случаях следует отдать предпочтение методу GCR.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.