Построение эпизода
Стыковка кадров
Стык кадров на границе эпизодов не должен вызывать сомнений о начале новой сюжетной линии, то есть переход между сценами надо делать достаточно заметным. В противном случае зритель будет мысленно оставаться на предыдущем месте действия, и ему понадобится гораздо больше времени на осмысление новых событий. Положение еще больше усугубляется, если соседствующие сцены снимались при схожих условиях, а действие развивается стремительно, – тогда зритель даже может потерять нить повествования. Требуемый пространственно-временной скачок легко получить, если в качестве смежных выбираются кадры, резко отличающиеся между собой по масштабу изображения, по общему колориту или освещенности сцены, а звуковое сопровождение отчетливо меняет свой характер. Подобранные на компьютере переходные эффекты, например перемещение кадра в кадре и т. п. (об этом речь пойдет в третьей части книги) или титры полностью решают проблему стыка, могут перенести зрителя на новое место действия. Некоторые специальные эффекты помогут установить отношения подобия или аналогии, подчиненности, одновременности, противоположности и т. д., но при этом необходимо соблюдать чувство меры.
Гораздо сложнее выполнить противоположную задачу, то есть соединить кадры в одну сцену так, чтобы она воспринималась как одно целое без разрывов. При определенных условиях переходы могут стать до такой степени незаметными, что получится так называемый монтажный кадр. Ниже приведены лишь наиболее общие требования по согласованию соседних кадров. Эти правила должны выполняться в комплексе. Изменение масштаба изображения сюжетно важного объекта должно равняться двум ступеням, то есть составлять величину 2.5-3. При больших значениях придется давать зрителю дополнительное время на ориентацию, а при меньших – может возникнуть ощущение выпадения кадров. При смене масштаба изображения перемещать объект можно не больше, чем на треть экрана. Общий колорит смежных кадров, освещенность, фон изображения не должен измениться больше, чем на 30%, иначе возникнет ощущение перехода на новую сцену. Кроме того, зрителю придется напрягать зрение, чтобы подстроиться к новым параметрам яркости экрана. Но если задний план совсем не менять, то станут заметными скачки горизонта и удаленных предметов.
Не стоит затягивать кадры, изображающие только главного героя, надо показать и окружение сцены, и реакцию собеседников, совсем не лишним будет мотивированный переход вдоль взгляда. Чтобы зритель не потерял ориентацию в пространстве, камера не должна пересекать линию, соединяющую предметы в смежных кадрах, еще лучше, если некоторые элементы обстановки отображаются на обоих кадрах. На стыке надо сохранять направление движения или взгляда, направление приложения силы, чтобы не вызвать ощущения противостояния в то время, как действие должно продолжиться. Усилия выглядят согласованными тогда, когда они направлены в одну и ту же сторону экрана. Перемещение к центру кадра воспринимается как схождение, движение к противоположным краям – как расхождение. При стыковке кадров, отображающих циклическое движение, переход получится плавным, только если сохранить фазу шагов, жеста и т. п. Скачок становится заметным при рассогласовании даже на единицы процентов от периода. Устранение рассогласования быстрых процессов возможно только на этапе компьютерного монтажа. Фазу действия можно скрыть, показывая объект крупным планом или под необычным углом зрения. Еще проще это делается с помощью кадра-разделителя, изображающего окружение или второстепенный предмет.
Очень неприятное впечатление остается от просмотра сцены, в которой по несколько раз увеличивается и уменьшается масштаб изображения одного и того же объекта. Примерно так же плохи и многократные повороты камеры то влево, то вправо. После наезда (отъезда) или изменения угла зрения можно позволить себе лишь один раз возвратиться к первоначальному видению, да и то в самом конце сцены. Плохо стыкуемые места разделяют кадром ("перебивкой"), показывающим окружение или некоторую второстепенную деталь из предыдущего кадра крупным планом, уточняющую обстановку. Перебивка применяется и для сокращения затянутых кадров. Вместо разделителя можно использовать кратковременный наплыв или другие переходные эффекты. Когда качественных исходных материалов для компоновки маловато, но требуется передать смысл слов, то есть надо затянуть видеоряд, поможет вклинивание параллельного (архивного) видеоряда.
Длительность кадров и сцен
Чтобы зритель не скучал от чересчур затянутых кадров, но в то же время все понимал без дополнительных объяснений, эпизоды надо делать по 3-6 минут. При выборе длительности ориентируются на скорость восприятия среднего зрителя, а не на вкус и темперамент автора. Продолжительность кадров и сцен надо определять по их содержанию и насыщенности, по положению в эпизоде. Чем интенсивнее и энергичнее действие в сцене, тем больше ее можно продлить. Вялотекущие процессы на экране не вызовут скуку, если их показывать кратко. Только тонкие знатоки искусства могли по достоинству оценить демонстрацию лужи на экране в течение полминуты в середине одного известного фантастического фильма. Это не тот случай, когда домашний мастер должен подражать маститому таланту. Стремление придать сцене определенное настроение всегда должно сочетаться с чувством меры, не стоит забывать, что делается все же домашний видеофильм. Вся сцена полностью не должна длиться более 100 секунд, иначе нормальный (без предвзятого отношения) зритель утратит интерес до конца фильма. Здесь может помочь параллельный монтаж.
Чтобы показать какое-либо продолжительное действие и при этом избежать длинных кадров, показывают его начало, некоторый момент процесса выполнения без акцента на фазе, например крупным планом или в необычном ракурсе, и в завершение демонстрируют окончание действия. Зритель узнает, каким образом герой добирается на работу, если показать сверху общим планом садящегося в автомобиль человека. Далее его надо снять с пассажирского сиденья движущейся машины, затем включить средний план выходящего из авто героя, показать его сзади, входящим в здание. В самом конце крупным планом показывают вывеску на здании с названием фирмы.
Для понимания смысла слов продолжительность сцен с диалогами увеличивают. Здесь требуется обеспечить непрерывность звукового ряда, а видеоплапы и ракурсы лучше чередовать (можно показать окружение и реакцию слушателей). Под быструю музыку картинки могут меняться довольно часто, так как скорость восприятия напрямую зависит от степени бодрости зрителя, что особенно проявляется во время просмотров музыкальных клипов.
Кадр может длиться тем дольше, чем больше интересных деталей представлено в нем, затягивать показ едва различимых объектов не имеет смысла. Картинка должна оставаться на экране лишь столько времени, сколько потребуется для правильного ее восприятия. Если зритель уже ориентируется в обстановке, то скорость показа можно значительно увеличить: компонент монтажного кадра может длиться намного меньше, чем изолированный кадр с тем же масштабом изображения, так как предыдущие компоненты уже подготовили зрителя к последующему восприятию. Надо уменьшать продолжительность кадров по мере увеличения масштаба изображения, так как при этом уменьшается их информативность. Общий план не стоит показывать дольше 25 секунд, средний – 15, крупный – 8 секунд. Но 15 секунд – это слишком много, а меньше чем за 2-3 секунды разобраться в обстановке невозможно, даже просматривая составляющую монтажного кадра. В любом случае, когда возникают сомнения при выборе длительности кадра, надо вспомнить детскую любовь к мультфильмам, вызванную, кроме всего прочего, лаконичностью и насыщенностью действия в них.