Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма

Монтаж

Способы монтажа

Различают линейный и нелинейный монтаж. Линейный монтаж, то есть запись кадра за кадром в нужной последовательности отснятого или архивного материала, не подвергает исходную видеоинформацию дополнительной обработке, потери качества определяются лишь потерями копирования, а цифровые камеры в сочетании с цифровыми видеомагнитофонами вообще не дают потерь даже после многократной перезаписи. Поэтому линейным монтажом не стоит пренебрегать даже при наличии самой совершенной аппаратуры.

Нелинейный монтаж предполагает оцифровку, сжатие (компрессию) и ввод исходных видеоданных в компьютер, их компоновку и редактирование, затем создание и выдачу на архивный носитель (видеодиск или видеокассету) выходного файла. На этапе редактирования создается небольшой по размеру файл, содержащий информацию о моментах включения отрезков аудио – и видеоданных, примененных видеоэффектах и т. д. Формирование выходного файла может стать довольно длительным процессом, в зависимости от степени обработки кадров (примененных эффектов) и быстродействия компьютера. Линейный (без дополнительного преобразования) монтаж на компьютере как промежуточном носителе изначально дискретной информации с цифровых видеокамер удобнее рассматривать как нелинейный.

Совет
Ключевые фрагменты видеокассет с кратким описанием можно сохранить на жестком диске в компактном виде, постепенно создавая очень удобную картотеку домашнего видеоархива
.

Каждая последующая аналоговая перезапись уменьшает разрешение процентов на десять. Если камера давала 400 линий по горизонтали, то уже на второй копии (монтаж за два прохода, то есть с двумя перезаписями) останется не более 330, а на третьей (тиражирование мастер-кассеты) изначальное качество S-Video понизится до уровня VHS. Поэтому всегда надо стремиться к монтажу с минимальным количеством перезаписей, а видеокамеру выбирать с запасом по разрешению. Аналогично обстоит дело и с нелинейным монтажом – следует избегать повторной компрессии-декомпрессии видеоданных.

При наличии единственного источника видеосигнала (видеокамеры) и единственного записывающего устройства (видеомагнитофона) сделать фильм за один проход очень сложно, даже используя вспомогательную аппаратуру для отдельного монтажа аудиоряда (трудности, в первую очередь, вызывает получение непрерывного звукового сопровождения). Применение видеомагнитофона с функцией наложения звука решает проблему лишь частично, так как при этом не достигается качества Hi-Fi (запись ведется на продольные дорожки (S)-VHS магнитофона).

Линейный монтаж по фрагментам с непрерывным звуковым сопровождением можно осуществить только при наличии хотя бы двух переключаемых в нужное время источников изображения (рис. 11). В простейшем случае выход видеокамеры (ВК) подключается на вход видеомагнитофона воспроизведения (ВМ воспр.) архивных материалов, который переводится в режим приема аудио – и видеосигналов – "AV". Видеовыход последнего подключается на видеовход записывающего видеомагнитофона (ВМ запись) непосредственно, а аудиовыход – через микшер, ко второму входу которого подключается источник предварительно сформированной фонограммы.

Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма › Фильм › Монтаж
Рис. 11. Соединение аппаратуры для линейного монтажа

Перед работой для каждого используемого аппарата надо измерить задержки включения режима воспроизведения и записи. (Это легко осуществить, например, с помощью видеоролика, показывающего секундомер с квантом времени в 1/25 секунды, созданного на компьютере.) Пока первый видеомагнитофон не выдаст собственный сигнал воспроизведения, он транслирует данные с видеокамеры и таким образом играет роль коммутатора, управляемого кнопками "воспроизведение" и "стоп" (с заранее известными задержками).

Внимание
Команда "пауза" не переключает магнитофон на трансляцию входных сигналов
.

Любительская аппаратура, к сожалению, не позволяет проводить общую синхронизацию видеополей, поэтому в момент переключения источников сигналов может произойти выпадение (потеря) видеокадров. Моменты переключения с одного источника исходной видеоинформации на другой не должны требовать точной привязки по времени. Эти переходы лучше выбирать на спокойных (нединамичных) участках сцены в паузах речи героев, когда задержка или опережение даже на целую секунду не будет заметной. На моменты переключений интенсивность звука от первоисточников лучше плавно уменьшать.

Для более комфортной работы в состав оборудования желательно включить коммутатор входных видеосигналов, оперативно переключающих источники (видеокамеру, видеомагнитофон с архивными материалами, компьютер с результатами нелинейного монтажа), и коммутатор аудиосигналов, например звуковую карту того же компьютера. Можно использовать селектор входов, если таковой имеется, записывающего видеомагнитофона. Существуют устройства управления видеоаппаратурой с компьютера, автоматизирующие процесс линейного монтажа.

Наилучшие результаты приносит сочетание линейного и нелинейного монтажа. Предварительно смонтировав весь эпизод на компьютере, надо решить, какой из его фрагментов будет записываться на мастер-кассету с аналогового первоисточника, а какой – с компьютера.

  • Дальние планы и кадры с многочисленными деталями (где требуется максимальное разрешение), а также длительные фрагменты лучше брать непосредственно с видеокамеры.
  • Архивные кадры, подвергшиеся ранее перезаписи, также не стоит оцифровывать и ухудшать их качество еще раз.
  • Короткие кадры, крупные планы, фрагменты, не требующие повышенной четкости изображения, и, конечно, фрагменты с цифровыми эффектами переписывают с компьютера.

В первом разделе книги были поставлены различные по степени детализации вопросы типа "что делать", не обошлось и без повторов. Имеет смысл использовать приведенный выше материал на различных этапах работы над домашним видеофильмом. Далее будут рассмотрены вопросы "как делать". Но всегда надо помнить, что только неравнодушный к происходящим на экране событиям человек способен поставить увлекательный фильм; автор ни на миг не должен забывать о зрителе, для которого, собственно, видеофильм и создается.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.