Использование звука на веб-странице
Звуковые гиперссылки
И наконец, еще один способ помещения музыки на веб-страницу заключается в простом создании гиперссылки на музыкальный файл (в атрибуте HREF=). Например, если написать:
...А теперь послушайте
<
A
HREF
=
"mymusic.mid"
>
музыку
<
/
A
>
!
…то при нажатии на гиперссылку пользователь услышит звукозапись из заданного файла (после того как тот загрузится). В некоторых случаях браузер может выдать запрос, открывать ли ему этот файл с текущего места (то есть, проигрывать ли его сразу), или же просто сохранить на жестком диске. А иногда браузер может запросить указание на приложение, с помощью которого данный файл должен воспроизводиться. Если музыкальная информация действительно важна, следует пользоваться именно этим способом, поскольку в самом крайнем случае пользователь всегда сможет просто сохранить файл на диск, а потом уже прослушивать его с помощью других програм.
Форматы звуковых файлов
Итак, какие же форматы музыкальных файлов мы можем использовать? Прежде всего, это, конечно, звуковые форматы WAVE, AU та. AIFF. Эти форматы могут содержать собственно звук. Иногда они могут содержать также сжатые звуковые данные, однако оформленные в стандартном формате, причем для их воспроизведения в системе должны быть установлены соответствующие модули. В теге <OBJECT> формат WAVE обозначается как audio/wav, формат AU – как audio/basic и формат AIFF – как audio/x-aiff. Кроме того, существует звуковой формат Netscape Packed Audio, файлы которого имеют расширение .lа или. Ima. Он обозначается как audio/nspaudio.
Звуковые файлы занимают обычно большой объем (даже в сжатом виде), и, соответственно, загружаются через Интернет слишком долго. Поэтому очень часто употребляют также музыкальные файлы в формате MIDI. MIDI-файлы не содержат собственно звуковой информации. Они содержат только набор команд типа клавишу ДО первой октавы нажать через 2 секунды после начала, отпустить еще через 0.5 секунды (конечно, это очень примитивное описание MIDI-команды, но в целом дает представление о том, что это такое). Эти команды исполняются синтезатором, встроенным в звуковую карту пользователя (или внешним модулем, если таковой имеется). Поэтому качество звучания, услышанное пользователем, сильно зависит от имеющегося у него оборудования. Однако файлы, написанные для стандарта GM (General MIDI) обычно звучат очень похоже на всех синтезаторах, поддерживающих его, а его поддерживают практически все современные звуковые карты.
Поскольку набор MIDI-команд занимает намного меньший объем, чем звуковая информация, MIDI-файлы загружаются намного быстрее. Например, MIDI-файл длиной звучания 1 мин. обычно занимает от 10 до 30 Кбайт (в зависимости от темпа и количества нот), и, соответственно, время его загрузки составит приблизительно от 3 до 12 с при соединении через модем на скорости 28 800 бит/с. Звуковой же файл длиной 1 мин. будет иметь размер около 10 Мбайт в несжатом и приблизительно от 300 Кбайт до 2 Мбайт – в сжатом виде. Время его загрузки через то же соединение будет, соответственно, колебаться в пределах от 1 мин. 40 с. до 12-14 мин. Для загрузки в несжатом виде – около часа. Как видите, если продолжительность загрузки критична, то использование формата MIDI имеет неоспоримые преимущества.
Основная проблема использования формата MIDI заключается в том, что если у нас уже есть готовая музыкальная запись (например на компакт – диске), то ее никак нельзя перевести в формат MIDI, кроме как заново “сочинив” и записав ее в MIDI-редакторе. Просто такой технологии сегодня еще нет. Кроме того, если надо поместить на веб-страницу песню со словами, то тоже нельзя использовать для этого формат MIDI. Поэтому часто все же приходится использовать звуковые форматы, несмотря на их большой объем.
Сжатие звуковых файлов
Как уже говорилось выше, несжатые звуковые данные CD-качества занимают приблизительно 10 Мбайт на минуту звучания. Поэтому были разработаны специальные алгоритмы сжатия звуковых файлов. К сожалению, все они обладают одним и тем же недостатком: чем сильнее снижается объем файла звукозаписи, тем хуже становится ее качество. Поэтому приходится балансировать, выбирая между качеством записи и размером файла. На многих веб-страницах музыкальной тематики даже предлагаются несколько вариантов одного и того же музыкального фрагмента – более качественный для загрузки через JSZW-линию и несколько менее качественных для загрузки по модемным линиям с различной скоростью.
Наиболее популярны на сегодняшний день три формата сжатия звуковых файлов: RealAudio, MPEG 1 Layer 3 и TwinVQ.
Формат RealAudio был разработан фирмой RealNetworks. Это самый ран ний из форматов сжатия звукозаписи, и потому он наиболее распространен в Интернете. В настоящее время он поддерживает сжатие для потока (скорости загрузки) от 5 до 96 килобит в секунду. Низкие значения этого параметра (от 5 до 16 Кбит/с) предназначены для медленных модемов. Их предпочтительнее использовать лишь для речевых записей, поскольку при скорости потока 16 Кбит/с максимальная воспроизводимая частота звука не превышает 8 КГц, то есть при прослушивании пользователь практически не услышит высоких частот, а при более сильном сжатии (до 5 Кбит/с) о каком-то адекватном восприятии вообще говорить не приходится. Для сжатия музыки лучше использовать скорость потока не менее 32 Кбит/с, что дает вполне приемлемые результаты для монофрагментов.
Вы можете спросить, а почему это степень сжатия мы вдруг стали измерять в единицах величины потока (скорости загрузки)? На самом деле это имеет смысл! Дело в том, что главной проблемой использования звука в Интернете было то, что пользователь просто уставал ждать, пока загрузится большой файл – ведь воспроизведение его могло начинаться только по окончании полной загрузки. Компания RealNetworks предложила новшество, называемое потоковым методом воспроизведения звуковых (а впоследствии и видео-) файлов. При использовании этого метода воспроизведение может начаться почти сразу же после начала загрузки файла. Пока одна часть файла загружается, другая уже воспроизводится!
В этом случае очень важно рассчитать именно скорость загрузки. Ведь необходимо, чтобы пока один фрагмент воспроизводится, следующий успел загрузиться, иначе вся технология теряет смысл. Разные модемные линии имеют разную скорость потока данных, поэтому для них, соответственно, необходима разная степень сжатия звуковых файлов. Чтобы избавить пользователя от вычислений, степень сжатия файлов сразу стали обозначать через соответствующую скорость потока данных.
Таким образом, целесообразно представлять на веб-странице несколько вариантов звукового файла. Тогда и пользователь, имеющий медленный модем, не почувствует себя обделенным, и владелец быстрой линии сможет услышать улучшенное качество.