Иллюстрированный самоучитель по созданию сайтов

Использование звука на веб-странице

Управление амплитудой

Кроме того, фонограмма может иметь слишком малую амплитуду. Как.правило, с меньшими потерями сжимаются фонограммы, максимальная амплитуда которых достигает приблизительно -1 дБ. Если фонограмма слишком тиха, увеличьте ее уровень, а если он достигает 0 дБ, то лучше его немного уменьшить. Для этого лучше всего пользоваться функцией нормализации. Например, в программе Sound Forge выберите из меню Process (Обработка) пункт Normalize (Нормализация). Установите уровень на отметку -1 дБ. Программа сама определит максимальный уровень амплитуды в записи и пересчитает в соответствии с ним все остальные уровни. Только обратите внимание, что при нормализации следует производить увеличение уровня до -1 дБ пиковой амплитуды – в Sound Forge это переключатель Peak. Если включить переключатель RMS, то все операции будут производиться со средним значением амплитуды сигнала, что для данного случая не подходит.

Но это еще не все. Описанная выше операция помогает, если уровень сигнала в записи остается практически постоянным. Однако бывают случаи, когда при наличии нескольких пиков на уровне около 0 дБ уровень всей остальной записи не поднимается, например, выше -30 дБ. В этом случае для получения лучшего звучания при сжатии необходимо уменьшить динамический диапазон записи. Для этого в Sound Forge существует функция Dynamics (Динамический диапазон). В других программах она может называться как-нибудь вроде Compressor/Expander/Limiter. В программе Sound Forge из меню Effects (Эффекты) выберите пункт Dynamics (Динамический диапазон) и далее – Graphic (Графическое представление). В открывшемся окне в большинстве случаев можно просто выбрать один из предварительно заданных наборов настроек. Нажав на кнопку Preview (Предварительное прослушивание), можно проверить результат.

Обратите также внимание на ползунковые регуляторы Threshold (Порог) и Ratio (Степень). Первый определяет порог уровня сигнала, ниже которого начинает действовать компенсация – соответствующее усиление сигнала. Регулятор Ratio определяет степень этой компенсации.

Иллюстрированный самоучитель по созданию сайтов › Использование звука на веб-странице

Нейтрализация шумов

Следующим мешающим моментом при сжатии могут быть шумы, присутствующие в записи. Для удаления шумов в звуковых программах также есть специальные средства. Например, в программе Sound Forge в меню Tools (Сервис) имеется пункт Noise Reduction (Шумоподавление). Однако здесь не все так просто. Конечно, “шумливая” запись после сжатия слушается не лучшим образом. Однако если шумов в записи много и они широкополосные, то их следует фильтровать очень осторожно. Дело в том, что при сильном понижении уровня широкополосного шума в самой фонограмме появляются спектральные провалы, часто слышимые как "присвист", не говоря уже об изменении тембра полезного сигнала (инструментов, голоса и т.,п.). Если такую испорченную шумоподавлением фонограмму сжать в формате RealAudio или MPEG 1 Layer 3, то эффект спектральных провалов усилится, "присвисты" или другие артефакты будут гораздо слышнее, чем в несжатом звуке. При сжатии в формате TwinVQ этот эффект не так заметен, но все же присутствует.

Поэтому при шумоподавлении не стоит снижать уровень шумов более, чем на 15 дБ. В отдельных случаях (очень плохие записи, смешанные практически с белым шумом) приходится вообще отказаться от шумоподавления. Можно, конечно, произвести предварительную реставрацию специальными профессиональными средствами, но они, как правило, недоступны обычному пользователю ПК.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.