Иллюстрированный самоучитель по SQL для начинающих

"Пристрелка" к нужным данным

ALL, SOME, ANY

Тысячелетия назад греческий философ Аристотель сформулировал систему логики, ставшей основой значительной части западной мысли. Сущность этой логики состоит в следующем. Следует начать с набора посылок, о которых известно, что они истинные, затем применить к ним операции и вывести, таким образом, новые истины. Вот пример такой процедуры.

Посылка 1. Все греки – люди.
Посылка 2. Все люди смертны.
Заключение. Все греки смертны.

А вот еще пример.

Посылка 1. Некоторые греки – женщины.
Посылка 2. Все женщины – люди.
Заключение. Некоторые греки – люди.

Другой способ выражения идеи второго примера состоит в следующем.

Если какие-либо греки – женщины и все женщины – люди, то некоторые греки люди.

В первом примере в обеих посылках используется квантор всеобщности ALL (все), который дает возможность сделать в заключении разумный вывод обо всех греках. Во втором примере в одной из посылок используется квантор существования SOME (некоторые), который также позволяет сделать в заключении вывод обо всех греках. А в третьем примере, чтобы сделать то же заключение, что и во втором примере, используется квантор существования ANY (какие-либо) – синоним квантора SOME.

Посмотрите, как кванторы SOME, ANY и ALL применяются в SQL.

Рассмотрим пример с бейсбольной статистикой. Бейсбол – это вид спорта, требующий значительных физических нагрузок, особенно у питчера, т.е. игрока, подающего мяч. Ему за время игры приходится 90-150 раз бросать мяч со своей возвышенности до основной базы – места, где находится игрок с битой. Такие нагрузки очень утомляют, и часто получается так, что к концу игры питчера на подаче приходится заменять. Бессменно подавать мячи в течение всей игры – это уже выдающееся достижение, причем неважно, привели такие попытки к победе или нет.

Предположим, что вы собираете данные о количестве тех игр, в которых питчеры высшей лиги бессменно подавали мяч. В одной из ваших таблиц перечислены все питчеры Американской лиги, а в другой – Национальной лиги. В каждой из этих таблиц обо всех игроках хранятся следующие данные: имя игрока, его фамилия и количество игр, бессменно проведенных им на подаче.

Возможная двусмысленность квантора any

Первоначально в SQL в качестве квантора существования использовалось слово ANY. Это использование оказалось достаточно запутанным и приводило к ошибкам, так как в английском языке слово any иногда означает всеобщность, а иногда – существование."Do any of you know where Baker Street is?" (Кто-нибудь из вас знает, где находится улица Бейкер-Стрит?) "I can eat more eggs than any of you." (Я могу съесть больше яиц, чем любой из вас.) В первом предложении, скорее всего, задается вопрос, есть ли хотя бы один человек, который знает, где находится улица Бейкер-Стрит. Any используется как квантор существования. Второе предложение – это хвастливое заявление о том, что я могу съесть больше яиц, чем самый большой едок из окружающих. В этом случае any используется как квантор всеобщности. Поэтому разработчики стандарта SQL-92 хотя и оставили в нем от предыдущих версий SQL слово ANY, чтобы была совместимость с предшествующими продуктами, но в то же время добавили его менее запутанный синоним – слово SOME. SQL:2OO3 также поддерживает оба квантора существования.

В Американской лиге разрешается, чтобы назначенный хиттер (designated hitter, DH) мог бить битой по мячу вместо одного из девяти игроков, играющих в обороне. (Кто такой хиттер? Это игрок с битой. А назначенный хиттер – это тот хиттер, которому не требуется играть в оборонительной позиции.) Обычно DH делают это вместо питчеров, потому что те, как известно, плохие хиттеры. Питчерам приходится тратить слишком много времени и усилий на совершенствование своего броска. Поэтому у них остается мало времени, чтобы тренироваться с битой, как это делают остальные игроки.

Скажем, вам теоретически известно, что в среднем у стартовых питчеров (питчеров, играющих с самого начала игры) Американской лиги насчитывается больше игр, в которых они бессменно подавали мяч, чем у стартовых питчеров Национальной лиги. Такой вывод основан на тех ваших наблюдениях, что назначенные хиттеры дают возможность хорошо бросающим, но слабым в обращении с битой питчерам Американской лиги оставаться на подаче до завершения игры. Так как DH уже работают с битой вместо них, то становится не важным, что питчеры – слабые хиттеры. Однако в Национальной лиге питчер, как правило, заменяется в конце игры хиттером, у которого обычно больше шансов подготовить лучший удар. Чтобы проверить свою теорию, вы составляете следующий запрос:

SELECT FirstName, LastName
FROM AMERICAN_LEAGUER
WHERE CompleteGames > ALL
(SELECT CompleteGames
FROM NATIONAL_LEAGUER);

Подзапрос (внутренний оператор SELECT) возвращает список, показывающий для каждого питчера Американской лиги количество тех игр, в которых он бессменно подавал мяч. Внешний же запрос возвращает имена и фамилии всех питчеров Американской лиги, которые, бессменно подавая мяч, сыграли больше игр, чем каждый питчер Национальной лиги. В этом запросе используется квантор всеобщности ALL. Таким образом, возвращаются имена и фамилии тех питчеров Американской лиги, которые имеют больше игр с бессменной подачей мяча, чем самый лучший по этому показателю питчер Национальной лиги.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.