Иллюстрированный самоучитель по SQL для начинающих

Использование SQL в приложениях

Встроенный SQL

Самый распространенный метод сочетания SQL с процедурными языками называется встроенным SQL. Как понятно из названия, операторы SQL вставляются в нужные места процедурной программы. Естественно, внезапно появившись в программе, написанной, скажем, на языке С, оператор SQL может стать неприятным сюрпризом для компилятора. По этой причине программы, в которых имеется встроенный SQL, перед компиляцией или интерпретацией пропускают через препроцессор. О встроенном SQL-коде препроцессор предупреждается директивой EXEC SQL.

В качестве примера использования встроенного SQL рассмотрим программу, написанную на языке Рго*С фирмы Oracle, являющемся вариантом языка С. Программа получает доступ к таблице с данными сотрудников компании, предлагает пользователю ввести имя сотрудника, а затем выводит зарплату и комиссионные этого сотрудника. Затем она предлагает ввести новые данные по зарплате и комиссионным этого же сотрудника и обновляет этими данными таблицу.

EXEC SQL BEGIN DECLARE SECTION;
VARCHAR uid[20];
VARCHAR pwd[20];
VARCHAR ename[10];
FLOAT salary, comm;
SHORT salary_ind, comm_ind;
EXEC SQL END DECLARE SECTION;
main ()
{
int sret; /* Возвращаемый код scanf */
/* Регистрация */
strcpy(uid.arr,"FRED"); /*Копировать имя пользователя */
uid.len=strlen(uid.arr);
strcpy(pwd.arr,"TOWER"); */ Копировать пароль /*
pwd.len=strlen(pwd.arr);
EXED SQL WHENEVER SQLERROR STOP;
EXED SQL WHENEVER NOT FOUND STOP;
EXEC SQL CONNECT:uid;
printf("Соединение с пользователем: percents \n",uid.arr);
printf("Введите имя пользователя для обновления: ");
scanf("percents",ename.arr);
ename.len=strlen(ename.arr);
EXEC SQL SELECT SALARY,COMM INTO:salary,:cornm
FROM EMPLOY
WHERE ENAME=:ename;
printf("Сотрудник: percents оклад: percent6.2f комиссионные:
percent6.2f \n",
ename.arr, salary, comm);
printf("Введите новый оклад: ");
sret=scanf("percentf",&salary);
salary_ind =0; /* Инициализировать индикатор */
if (sret == EOF!! sret == 0)
salary_ind =-1; /* Установить индикатор отсутствия ввода */
printf("Введите новые комиссионные: ");
sret=scanf("percentf",&comm);
comm_ind =0; /* Инициализировать индикатор */
if (sret == EOF!! sret == 0)
comm_ind=-1; /* Установить индикатор отсутствия ввода */
EXEC SQL UPDATE EMPLOY
SET SALARY=:salary:salary_ind
SET COMM=:comm:comm_ind
WHERE ENAME=:ename;
printf("Данные сотрудника percents обновлены. \n",ename.arr);
EXEC SQL COMMIT WORK;
exit(0);
}

He надо быть экспертом по языку С, чтобы понять суть того, что и каким образом делает программа. Ниже приведена последовательность выполнения операторов.

  • SQL объявляет базовые переменные.
  • Язык С контролирует процедуру регистрации пользователя.
  • SQL активизирует обработку ошибок и соединяется с базой данных.
  • Язык С запрашивает у пользователя имя сотрудника, которое помещает в переменную rename.
  • Оператор SQL SELECT извлекает данные по зарплате и комиссионным указанного пользователя и сохраняет их в двух переменных базового языка, salary и xomm.
  • Далее язык С выводит имя сотрудника, его зарплату и комиссионные, а затем требует ввести новые значения зарплаты и комиссионных. Он также проверяет, введены ли требуемые значения, и если нет, то устанавливает индикатор отсутствия ввода.
  • SQL обновляет данные в базе на основе новых значений.
  • Язык С отображает сообщение о завершении операции.
  • SQL завершает транзакцию, и С завершает выполнение программы.

Совет:
Смешивать команды двух языков так, как это делается здесь, можно благодаря препроцессору. Он отделяет операторы SQL от команд базового языка, помещая эти операторы в отдельную внешнюю процедуру. Каждый оператор SQL заменяется вызовом соответствующей внешней процедуры. Теперь за свою работу может приниматься компилятор этого языка. Способ, с помощью которого операторы SQL будут передаваться базе данных, зависит от реализации. Но вы как разработчик ни о чем таком беспокоиться не должны. Этим займется препроцессор. Вам надо лишь позаботиться о базовых переменных и совместимости типов данных
.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.