Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

VST System Link – организация работы студийных компьютеров в сети

Cubase SX поддерживает межплатформенную технологию VST System Link, предназначенную для объединения вычислительных ресурсов двух и более компьютеров. Задействованные в проекте компьютеры могут принадлежать как к платформе PC, так и к платформе Apple Macintosh. Главное, чтобы на этих компьютерах были установлены программные продукты, поддерживающие технологию VST System Link. На наш взгляд, данная технология, безусловно, заслуживает особого внимания. Однако она не позволяет повысить вычислительную мощность виртуальной студии без заметных финансовых затрат по нескольким причинам.

Причина 1

При организации такой компьютерной сети в качестве информационной среды могут использоваться только цифровые интерфейсы для передачи звука: S/PDIF, ADAT, TDIF или AES. Соответственно, на каждом из компьютеров в сети VST System Link должна присутствовать профессиональная звуковая карта или адаптер с цифровым интерфейсом (желательно многоканальным) и поддержкой ASIO.

Причина 2

Вам придется приобрести столько экземпляров программного обеспечения, поддерживающего технологию VST System Link, сколько компьютеров будет задействовано в сети. Допустим, на одном из компьютеров сети установлен Cubase SX. Для каждого следующего компьютера нужно дополнительно приобрести по экземпляру или Cubase SX, или другого продукта фирмы Steinberg, поддерживающего VST System Link. Видимо, разработчики понимают, что такое решение является слишком дорогим, и поэтому выпустили продукт под названием V-Stack, который по своей сути является стеком для подключения VST-плагинов (включая VSTi) и DX-плагинов. На одном компьютере сети VST System Link вы устанавливаете Cubase SX, а на остальных – по экземпляру V-Stack. В результате вычислительная мощность системы возрастает, a V-Stack стоит гораздо дешевле Cubase SX.

Причина 3

Накопление задержки. Существует задержка (latency) между поступлением команды виртуальному устройству (например, VSTi) и моментом ее фактического исполнения. Время задержки зависит от параметров аудиоинтерфейса (см. раздел 2.5), которые устанавливаются в соответствии с возможностями драйверов звуковой карты и вычислительной мощностью системы. При использовании VST System Link общая задержка виртуальной студии будет складываться из задержек, возникающих в аудиоинтерфейсах компьютеров, объединенных в сеть. Чем больше компьютеров в сети, тем больше задержка.

Поделимся своими мыслями на счет того, какой бы мы (пользователи Cubase SX) хотели видеть VST System Link. За счет применения "традиционных" для локальных вычислительных сетей (LAN) технологий (например, Fast Ethernet или Gigabit Ethernet) можно повысить пропускную способность каналов для обмена звуковыми данными и командной информацией, а также снизить стоимость сетевого оборудования. Продукт, аналогичный V-Stack, мог бы входить в комплект Cubase SX. Данное приложение могло бы функционировать по принципу плагина: принимать командную и звуковую информацию и возвращать звуковые данные в буфер приложения-хоста. Уже из буфера звуковые данные могли бы воспроизводиться на заданный выходной аудиопорт приложения-хоста. При таком подходе задержка в виртуальной студии не носила бы аддитивного характера. А возможность масштабирования мощности виртуальной студии с минимальными (для пользователя) затратами была бы действительно революционным шагом в развитии музыкального программного обеспечения. Мечтать не вредно, а пока что студия на базе VST System Link no своей стоимости сопоставима со студией, в которой применяются аппаратные синтезаторы и процессоры эффектов. Тогда зачем покупать дополнительно компьютер, профессиональную звуковую карту и программное обеспечение, если за эти деньги можно приобрести аппаратный синтезатор категории Hi-End и подключить его к имеющемуся компьютеру через цифровой интерфейс? Поэтому применять VST System Link имеет смысл в том случае, если в студии уже имеется несколько компьютеров с установленным программным обеспечением, поддерживающим VST System Link.

При использовании VST System Link следует помнить о том, что ваш проект является распределенным – состоит из нескольких проектов, размешенных на разных компьютерах. Файлы проектов могут иметь различный формат, но являются частью общего проекта. Поэтому следует заботиться о резервировании всех файлов, задействованных в едином проекте на разных компьютерах. Проекты, размещенные на разных компьютерах, должны иметь одинаковый формат представления звуковых данных и одинаковый темп.

Вам предстоит много перемещаться между компьютерами, объединенными посредством VST System Link. Чтобы не метаться от одного компьютера к другому, целесообразно использовать специальное устройство-коммутатор – KVM switch, позволяющее использовать один монитор, одну клавиатуру и мышь для управления несколькими компьютерами. Такие коммутаторы выпускаются фирмами: American Power Conversion Corp. (http://www.apc.com), Raritan Computer, Inc (http://www.raritan.com), D-Link Systems, Inc. (http://www.d-link.com) и многими другими. Одновременно вы можете работать только с одним компьютером. Выбор текущего компьютера осуществляется нажатием кнопки на KVM switch.

Давайте рассмотрим случай, когда в студии имеется два компьютера, оснащенных звуковыми картами с цифровым интерфейсом (например, S/PDIF). На обоих компьютерах установлен продукт Cubase SX. Объединим эти компьютеры в сеть с помощью VST System Link.

С помощью соответствующего кабеля цифровой выход первого компьютера (S/PDIF Out) соединим с цифровым входом другого компьютера (S/PDIF In). И, наоборот, цифровой выход второго компьютера соединим с цифровым входом первого компьютера. Микшеры звуковых карт должны быть настроены таким образом, чтобы сигнал с цифрового входа не транслировался на цифровой выход.

Для передачи служебной информации в VST System Link по умолчанию используются младшие биты слов звуковых данных. Например, если интерфейс S/PDIFF является 24-битным, то для передачи звуковых данных будет использоваться только 23 бита. Один бит будет задействован для служебных целей (передача управляющей информации, MIDI, временного кода и т. д.). Потеря одного бита при исходном 24-битном разрешении – это не страшно и практически не заметно на слух. Другое дело, если интерфейс 16-битный. Вспомните, как сильно отличается качество 8-битного звука от 16-битного. А 16-битный звук от 24-битного сможет отличить уже далеко не каждый. Поэтому потеря одного бита при исходном 16-битном разрешении существенна. Разрешение в 15 бит – это уже маловато.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.