Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы

Приобретение знаний

  • Приобретение знаний

    В главе 1 мы уже цитировали определение термина приобретение знаний (knowledge acquisition), данное Бучананом. | "Передача и преобразование опыта решения проблем, полученного от некоторого источника знаний, в программу".
  • Теоретический анализ процесса приобретения знаний. Стадии приобретения знаний.

    В главе 1 отмечалось, что при извлечении знаний в ходе опроса экспертов за рабочий день удается сформулировать от двух до пяти "эквивалентов порождающих правил". Причин такой низкой производительности несколько:
  • Уровни анализа знаний

    Приведенное выше разделение на этапы встречается также и в работе Уилинги, который разработал моделирующий подход к инженерии знаний в рамках созданной им среды KADS [Wielinga et al, 1992].
  • Онтологический анализ

    Александер и его коллеги предложили еще один уровень анализа знаний, который получил название онтологического анализа [Alexander et al., 1986]. В основе этого подхода лежит описание системы в терминах сущностей, отношений между ними и преобразования сущностей, которое выполняется в процессе решения некоторой задачи.
  • Оболочки экспертных систем. Система EMYCIN.

    На раннем этапе становления экспертных систем проектирование каждой очередной системы начиналось практически с нуля, в том смысле, что проектировщики для представления знаний и управления их применением использовали самые примитивные структуры данных и средства управления, которые содержались в обычных языках программирования.
  • Сопровождение и редактирование баз знаний с помощью программы TEIRESIAS

    Как правило, человек-эксперт знает о той предметной области, в которой он является специалистом, гораздо больше, чем может выразить на словах.
  • Методы приобретения знаний. Использование опроса экспертов для извлечения знаний в системе COMPASS.

    Познакомив читателей с теоретическими вопросами, на которых базируется методика приобретения знаний, и некоторыми ранними разработками в этой области, мы рассмотрим в этом разделе две сравнительно новые системы, которые демонстрируют разные подходы к решению аналогичных задач.
  • Автоматизация процесса извлечения знаний в системе OPAL. Графический интерфейс модели предметной области.

    Проект COMPASS можно считать одним из наиболее ярких примеров использования традиционной методики приобретения знаний, базирующейся на соответствующим образом организованном опросе экспертов. Такая методология "выросла" из предложенной Ньюэллом и Саймоном методики анализа протокола (protocol analysis), которую мы рассматривали в главе 2.
  • Эффективность программы OPAL

    При разработке прототипа системы ONCOCIN одной из наиболее сложных оказалась именно проблема приобретения знаний. Ввод информации, необходимой для создания протоколов лечения рака лимфатических узлов, занял около двух лет и отнял у экспертов около 800 часов рабочего времени.
  • Приобретение новых знаний на основе существующих

    Мы еще не раз будем возвращаться к теме приобретения знаний, поскольку это одна из главных проблем проектирования экспертных систем. Мы еще увидим, что уроки, полученные при попытках расширить область применения технологии экспертных систем в различных направлениях, имеют прямое отношение к проблеме приобретения знаний.
  • Рекомендуемая литература. Упражнения.

    В работе Ван Мелле [van Melle, 1981] подробно описана методика разработки систем на основе оболочки EMYCIN. | Книга [Boose and Games, 1988] содержит подборку статей о методах приобретения знаний, включая и описание программы OPAL.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.