Иллюстрированный самоучитель по Delphi 7 для начинающих

Основы программирования

  • Программа. Этапы разработки.

    Программа, работающая на компьютере, нередко отождествляется с самим компьютером, т. к. человек, использующий программу, "вводит в компьютер" исходные данные, как правило, при помощи клавиатуры, а компьютер "выдает результат" на экран, на принтер или в файл.
  • Алгоритм и программа

    На первом этапе создания программы программист должен определить последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу, т. е. разработать алгоритм. Алгоритм – это точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к результату.
  • Компиляция

    Программа, представленная в виде инструкций языка программирования, называется исходной программой. Она состоит из инструкций, понятных человеку, но не понятных процессору компьютера. Чтобы процессор смог выполнить работу в соответствии с инструкциями исходной программы, исходная программа должна быть переведена на машинный язык – язык команд процессора.
  • Язык программирования Delphi. Типы данных.

    В среде программирования Delphi для записи программ используется язык программирования Delphi. Программа на Delphi представляет собой последовательность инструкций, которые довольно часто называют операторами. Одна инструкция от другой отделяется точкой с запятой.
  • Переменная

    Переменная – это область памяти, в которой находятся данные, которыми оперирует программа. Когда программа манипулирует с данными, она, фактически, оперирует содержимым ячеек памяти, т. е. переменными.
  • Константы

    В языке Delphi существует два вида констант: обычные и именованные. | Обычная константа – это целое или дробное число, строка символов или отдельный символ, логическое значение. | Числовые константы | В тексте программы числовые константы записываются обычным образом, т. е.
  • Инструкция присваивания. Выражение.

    Инструкция присваивания является основной вычислительной инструкцией. Если в программе надо выполнить вычисление, то нужно использовать инструкцию присваивания. | В результате выполнения инструкции присваивания значение переменной меняется, ей присваивается значение.
  • Тип выражения. Выполнение инструкции присваивания.

    Тип выражения определяется типом операндов, входящих в выражение, и зависит от операций, выполняемых над ними. Например, если оба операнда, над которыми выполняется операция сложения, целые, то очевидно, что результат тоже является целым.
  • Стандартные функции. Математические функции.

    Для выполнения часто встречающихся вычислений и преобразований язык Delphi предоставляет программисту ряд стандартных функций. | Значение функции связано с ее именем. Поэтому функцию можно использовать в качестве операнда выражения, например в инструкции присваивания.
  • Функции преобразования. Использование функций.

    Функции преобразования (табл. 1.7) наиболее часто используются в инструкциях, обеспечивающих ввод и вывод информации. Например, для того чтобы вывести в поле вывода (компонент Label) диалогового окна значение переменной типа real, необходимо преобразовать число в строку символов, изображающую данное число.
  • Ввод данных

    Наиболее просто программа может получить исходные данные из окна ввода или из поля редактирования (компонент Edit). | Ввод из окна ввода | Окно ввода – это стандартное диалоговое окно, которое появляется на экране в результате вызова функции inputBox.
  • Вывод результатов. Вывод в окно сообщения.

    Наиболее просто программа может вывести результат своей работы в окно сообщения или в поле вывода (компонент Label) диалогового окна. | Окна сообщений используются для привлечения внимания пользователя.
  • Вывод в поле диалогового окна

    Часть диалогового окна, предназначенная для вывода информации, называется полем вывода, или полем метки. Поле вывода – это компонент Label. | Содержимое поля вывода определяется значением свойства Caption.
  • Процедуры и функции. Структура процедуры.

    При программировании в Delphi работа программиста заключается в основном в разработке процедур (подпрограмм) обработки событий. | При возникновении события автоматически запускается процедура обработки события, которую и должен написать программист.
  • Структура функции

    Функция начинается с заголовка, за которым следуют разделы объявления констант, типов и переменных, а также раздел инструкций. | Объявление функции в общем виде выглядит следующим образом: | function Имя (СписокПараметров): Тип;
  • Запись инструкций программы

    Одну инструкцию от другой отделяют точкой с запятой или, другими словами, в конце каждой инструкции ставят точку с запятой. | Хотя в одной строке программы можно записать несколько инструкций, как правило, каждую инструкцию программы записывают в отдельной строке.
  • Стиль программирования

    Работая над программой, программист, особенно начинающий, должен хорошо представлять, что программа, которую он разрабатывает, предназначена, с одной стороны, для пользователя, с другой – для самого программиста.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.