Иллюстрированный самоучитель по кадровому учету и делопроизводству

Учет и хранение трудовых книжек

Работодатель обязан учитывать и хранить трудовые книжки работников, вкладыши в них, а также чистые бланки (п. 40 Правил №225). С этой целью работодатель должен вести:

  • приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладышей в нее;
  • книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Формы книг утверждены Постановлением Минтруда РФ от 10.10.03 №69 и содержатся в Приложениях №2 и №3 к данному приказу соответственно. Обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы.

Нормативными правовыми актами не урегулирована ситуация замены старых книг (если в них закончилось место для записей) на новые. При этом, учитывая обязательность их ведения, работодатель должен вместо книги, в которой закончилось место, завести новую. Поскольку в результате нумерации книги определяется общее количество страниц и таким образом обеспечивается сохранность книги от изъятий и вложений, нумерация страниц каждой новой книги должна начинаться заново. Таким образом, если в старой книге 50 страниц, в новой книге начинать нумерацию нужно не с 51-й, а с 1-й страницы.

Трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в течение двух лет в кадровой службе организации отдельно от остальных трудовых книжек. По истечении указанного срока невостребованные трудовые книжки хранятся в архиве организации в течение 50 лет, а затем подлежат уничтожению в установленном порядке.

Учет бланков трудовой книжки и вкладышей в них

В соответствии с п. 41 Правил №225 в приходно-расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, которая ведется бухгалтерией организации, вносятся сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, с указанием серии и номера каждого бланка.

Бланки как бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 42 Правил №225, п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР от 29.07.83 №105). Пунктом 44 Правил №225 установлена обязанность работодателя постоянно иметь в наличии необходимое количество бланков трудовой книжки и вкладыша в нее.

Работодатель приобретает бланки трудовых книжек и вкладыши в них за плату на основании договора с уполномоченным лицом (п. 46 Правил N° 225). При выдаче работнику трудовой книжки и вкладыша в нее взимается плата в размере расходов на их приобретение (п. 47 Правил №225). Это не относится к случаям:

  • неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также их порчи не по вине работника (п. 48 Правил №225);
  • массовой утраты трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства) (п. 34 Правил №225).

В данных ситуациях стоимость испорченного бланка оплачивает работодатель.

Порядок обеспечения работодателя бланками трудовой книжки и вкладыша в нее разработан в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.04.03 №225. Их изготавливает Объединение государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков – Объединение "ГОЗНАК" Минфина РФ (п. 2 Порядка обеспечения работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку, утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.12.03 N° 117н).

Обеспечение работодателей бланками трудовой книжки и вкладыша в нее, отвечающими требованиям, установленным Госзнаком, может осуществляться юридическими лицами и ИП (распространителями).

Обеспечение работодателей на платной основе бланками трудовой книжки и вкладыша в трудовую книжку осуществляется на основании договора, заключенного с Госзнаком или распространителем.

Доставка работодателям бланков трудовой книжки и вкладышей в трудовую книжку осуществляется службами доставки защищенной полиграфической продукции, либо работодателем со склада Госзнака или распространителя, либо иным способом по соглашению сторон в соответствии с законодательством РФ.

Лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано сообщать в бухгалтерию работодателя по окончании каждого месяца о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них (п. 42 Правил №225).

Если при заполнении бланка трудовой книжки или вкладыша в нее он был испорчен, то такой бланк подлежит уничтожению с составлением соответствующего акта, в который можно вклеить вырезанные серию и номер из испорченного бланка в подтверждение уничтожения.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.