Цветовые системы
Множество ученых, исследовавших природу света, в том числе и наш гениальный Михайло Васильевич Ломоносов, открыли всевозможные законы излучения, распространения, а потом и перераспределения, света, разработали очень близко согласующуюся с действительностью цветовую теорию, и мы с вами застали науку в тот момент, когда она почти все знает о свете и цвете. "Почти все" – конечно, лишь в том объеме, каким мы имеем возможность воспользоваться.
Ради удобства была изобретена цветовая модель, с помощью которой можно рассчитать и построить на бумаге любой цвет и оттенок (гениальный "локус", утвержденный Международной Осветительной Комиссией – МОК много десятков лет назад). Формулы, конечно, упрощены, но это упрощение уже почти не сказывается на точности расчетов. Принцип работы локуса: составлять любой цвет не из семи цветов радуги, а всего из трех – красного, зеленого и синего (КЗС).
Вы резонно спросите: откуда такая странность? Ведь наверняка во времена изобретения локуса еще не было не только цветного телевидения, но и цветного кино!..
Да, не было. Но ученые основывались на свойствах… биологического (человеческого) приемника света – глаза. Дело в том, что нам вполне достаточно трех этих основных цветов, чтобы из их сочетания увидеть любой другой цвет палитры. Так работает глаз – его "палочки" и "колбочки".
Если этого сочетания вполне достаточно такому сложному аппарату, как человеческое зрение, то науке – особенно прикладной, каковою является светотехника, – и подавно.
Так родилась система (модель) цветового решения, основанная на трех цветах – Красном, Зеленом и Синем. Впрочем, по большому счету это не синий, а Голубой. Но даже не столь важно.
На этом принципе сконструированы многие и многие приборы, для которых цвет – очень важная характеристика. К примеру, тот же цветной телевизор.
… Время шло. Уже возникли телевизоры, они становились цветными…
А в громадной по важности отрасли – цветной полиграфии – никак не сводились концы с концами. Цветные книжки не желали передавать тот цвет, какой задумали авторы-иллюстраторы. Цветные журналы имитировали действительность, но очень приблизительно. В общем, с цветом – даже в самой развитой на то время технике цветной фотографии – накопились многие и многие проблемы. Передать с достаточной точностью все оттенки Рафаэлевой "Мадонны" полиграфия была не в силах.
Множество инженеров сразу многих фирм принялись за решение наболевших проблем. И пришли к выводу, что без калибровки дело не сдвинется. И придумали эрзац – замену техническому решению (хотя на то время, да и по сей день это решение тоже было полутехническим): ввести в оборот типографской деятельности цветовые атласы, – по ним "вручную" выбирается тот или иной оттенок того или иного цвета, а затем по таблицам отыскивается, какие краски накладывать друг на друга при печати или смешивать их в баке, а затем выкрашивать на чистый лист.
Полиграфисты, изощряясь, повели себя как художники, а художники, устав от проблем типографий, слегка сделались полиграфистами, приближая свои шедевры к тому виду, который удобен для средней руки типографии. Все это продолжалось до тех пор, пока…
Пока не объявились па мировом рынке новые технологии, основанные на компьютерных программах.
Вот так от Ломоносова мы пришли к тому, чтобы заявить о том, что для нас теперь вовсе не все равно, что существуют такие признанные мировые авторитеты, как фирмы "PANTONE", "Candela", "TruMatch", "Eastman Kodak" и, конечно, "Corel", с помощью которых мы сближаем разработанное, сочиненное нами изображение на экране компьютера (пусть на бумаге, как привыкли художники, или на фотобумаге, как фотографы… перевести это в компьютерный вид сегодня не составляет никакого труда) – с тем, которое получится после выхода листка из печатного станка.
Постойте-постойте, спросите вы, поскольку забыли или постеснялись задать этот вопрос школьному учителю физики: "Если белый цвет – сумма всех цветов, то что же тогда есть черный цвет?"
Ах, какой замечательный вопрос! Я им тоже мучился, пока не отправился учиться на светотехника.
Черный цвет – это тоже сумма всех цветов. Только с нулевой интенсивностью. А это то же самое, что отсутствие всех цветов.
Вы меня, надеюсь, простите за экскурс в науку, но без короткого (очень короткого!) напоминания, заключенного здесь, невозможно было бы объяснить некоторые вещи из тех цветовых моделей или систем, которыми пользуемся мы. Теперь, восстановив в памяти давние школьные знания, пойдем дальше.
Два принципа формирования цвета
Разговор о лампочке (источнике света) и чистом листе бумаги (освещаемой поверхности) у нас возник хоть и спонтанно, но далеко не спроста.
Обратите внимание на ваш – пусть замечательный из распрекрасных – монитор. Это не просто аппарат для отражения вашего рабочего стола, мольберта. Прежде всего – он источник света.
Ваш монитор (как и телевизор) дает вам изображение, формируя его цвет при помощи трех составляющих это изображение цветов.
Модель, на основе которой осуществляется работа монитора, имеет в распоряжении только три составляющих – Красную, Зеленую и Синюю (Голубую). По-русски многие годы это называлось – КЗС.