Верстаем газету. Четвертая полоса.
Первое стихотворение, которое не имеет заглавия, состоит из коротких строк, и оно практически не правилось. Такая правка, о которой я говорю, не означает, что мы правим самого поэта. Просто в газете из-за узкой колонки допускается стихотворную строку автора без его согласия (хотя согласие, конечно, лучше получить)разбить на две и даже больше. Это газета, и здесь поэт не станет предъявлять претензии, ибо в газете многие стихи получают непривычную для самого автора графику. Чем длиннее строчка, тем более вероятно, что после верстки она окажется подрезана. Если это происходит в книге (в моей такое было – в поэме "Городская поэма"), то технический редактор издательства просто обязан вызвать автора для согласования таких "подрезок". Если автор не согласен, издательству придется решать – не назначить ли книге другой формат. Это происходит редко, но все же бывает.
Но идем дальше. Строки второго стихотворения уже должны подрезаться: многие не уместились в колонку, хотя и не все. Вообще-то подрезку решает не один человек, и уж конечно не верстальщик. В моем конкретном случае автору "повезло" – я еще и редактор (образование Высших литературных курсов при Литинституте имени М. Горького). Дело в том, что строка может быть подрезана не на каждом первом попавшемся слове, а на сочетании слов, не подрывающем смысл. Например, строка "Мы виноваты перед божьим миром…" не может быть подрезана таким образом: "Мы виноваты перед…" Или таким: "Мы виноваты перед божьим…" Вариант один: "Мы виноваты перед божьим миром". И так далее. Здесь должно срабатывать и чувство слова, и логика словосочетаний, да и художественное чутье, наконец. Однако даже при самой высокой "художественности" такого действа, как разбиение строки "лестницей" разбиение это не идет на пользу стихам. Хотя бы даже в том смысле, что почти каждого поэта таким образом можно уличить в "маяковщине", чего за ним, как правило, не водится. А уж за Анатолием Брагиным – точно не водится.
Вот не подрезке-то мы и добавляем в колонки некоторый визуальный интервал, которого на самом деле при таком назначении колонок (с Панели управления) в Текстовом Блоке нет. Хотя небольшой гатгер, конечно, есть. Он здесь, в Publisher, называется шпацингом. Обратите внимание на рисунок 95.
Рис. 95. Так можно назначить гаттер
Да, конечно, смешно было бы от верстальной программы получить "неделимые" колонки. Само собой разумеется, такого типа назначения колонок тоже корректируются.
Из рисунка 95 видно, что по умолчанию здесь тоже есть небольшой гаттер – 0.199 см, то есть фактически 2 мм. Счетчиком мы можем увеличить интервал между колонками с определенным, заданным по умолчанию шагом. Следом за 0.199 см идет величина 0.449 см, то есть почти те самые приемлемые для верстки 5 мм. Следующий шаг – 0.699 см. Но вы вполне можете вписать и "нешаговый" интервал 5 мм (0.5 см) и щелкнуть клавишей Enter. Назначение произойдет обязательно. Впрочем, для стихов, как говорилось, частенько невыгодно назначать интервалы. Но назначить их можно, если есть такая необходимость, из того же диалога Format Text Box (Форматирование Текстового Блока), в диалоге, который скрывается под кнопкой Columns… (Колонки…). А сам диалог Форматирование Текстового Блока, как вы помните, вызывается двойным щелчком на границе этого Текстового Блока.
Что еще можно сказать?
Правила верстки стихов предполагают не оставлять на прошлой странице название стихотворения и всего две строчки начала. Лучше подверстать так, чтобы все стихотворение, в том числе и заглавие, начиналось на следующей странице или в следующей колонке. Нельзя переносить на следующую страницу две последние строки из стихотворения, – лучше их подобрать, поджать к прошлой странице. Это можно сделать интерлиньяжем. Такая настоятельная необходимость возникла у меня в четвертой колонке. Если приглядеться, строки в ней стоят плотнее, чем в других колонках.