Первая, вторая и третья полосы
Вас может смутить, откуда появилась в рабочем поле Панель Measurement (Размеры). Поясню: я вызывал ее тогда, когда растягивал ширину символов в слове "Доколе!…". Обратите внимание, на каком-то из рисунков должны быть эти значения, которые получил заголовок передовицы.
Что ж, теперь наша задача – отверстать текст передовицы. Пока что он сыроват, хотя может оказаться, что и вполне приемлем для публикации.
Еще обращаю ваше внимание: на рисунке 45 видно, что текст разместился с некоторыми отступами от границ Блока. Плохо это или хорошо? А если хорошо, то для чего это нужно?
При верстке часто используются всевозможные рамки, в которые забирается; текст, создать рамку – не проблема. Но поместить ее на готовую верстку – мученье. Как правило, уже после того как вы отверстали всю газету, заказчик тычет пальцем в громадную статью, где вы, применив все свое мастерство, еле-еле! уместили в десять колонок текст, рассчитанный на пятнадцать:
– Сюда вот еще две фотографии нужно – я как раз вчера нашел. А саму статью – в красивую рамочку!..
Вы скрипите зубами, но хозяин – барин.
Фото – понятно, но чем вам рамочка не угодила?
А вот чем. PageMaker не учитывает таких заказчиков и по умолчанию автоматически размещает текст по колонкам от границы до границы. Если вы захотите по границам пустить хоть небольшой контур, придется корректировать ширину колонки в сторону уменьшения. Но поскольку это касается только крайних колонок, то и корректировка идет не автоматически, а вручную. Но едва вы сократили ширину первой колонки текста на два миллиметра, как тут же, мгновенно ломается верстка всех десяти колонок! Верстка – "это не только ценный мех…" и так далее. Верстка – это и "хвосты", возникающие неизбежно, если речь идет о переделке ширины текста. Это и висячие строки, и тире в начале строки, и много чего другого, что для вас, специалиста, отвечающего за качество своей работы, неприемлемо. Возьмет читатель газету в руки: "А ну посмотрим, кто ее верстал…"
В Publisher запас ширины заложен по умолчанию. И за рамкой вы можете не бегать, а назначить границы фрейма видимыми и какой угодно формы, в том числе и художественные рамки, которые мы с вами видели в опции BorderArt (Художественные Границы) диалога Format Text Box (Форматирование Текстового Блока), который можно контекстно вызвать двойным щелчком мышки на границе Блока, подлежащего такого рода (иного тоже) форматированию.
Запомним это – то, что рамку всегда можно назначить. А сами пока займемся версткой. Начинается она, как известно, с первой строки. Возможно, с первого слова.
Верстка
Есть еще одно существенное отличие программы Publisher от других верстальных программ. Это то, что текст в Publisher, как бы ни был он мелок, представляется не плашками, а текстом.
Верстальщикам, привыкшим верстать в плашечном представлении, будет на первых порах непривычно. Дело не в том, что плашечный текст удобнее или неудобнее верстать, а в том, что непривычность получается чисто психологическая.
Ведь верстка в плашечном режиме – это для верстальщика первый этап верстки, после которого обязательно наступает второй – с истинно представленным текстом. Первый этап (плашечный) – это грубая верстка, второй – тонкая, когда ликвидируются все ошибки первого, о которых мы уже говорили.
Образно говоря, если первый этап – это, в основном, как говорится, ликвидация хвостов и висячих строк, то второй этап – подвижка единичных знаков (тире, одной буквы из начала предложения в предыдущей строке, двух знаков из конца предложения на последующей строке) и ликвидация "6лядских" строк… А тут – как бы сразу тебе и первый, и второй этап "в одном сосуде"!
Но потом это впечатление у пользователя быстро проходит, и отсутствие плашек нисколько не мешает работать.
Итак, начнем рассматривать текст с первой строки…
Ничего из перечисленного, то есть никаких безобразий мною не обнаружен. Такое ощущение, что текст верстался сам собой.
Единственное, что я нашел – это хвостик в последнем абзаце. Поджимать строки при помощи уменьшения интервала между знаками в строке невыгодно: строчка подберется в абзац, и мы получим еще больший воздух в самом низу, чем было прежде. Поэтому нам надо растянуть ненамного этот абзац, чтобы последняя строка приблизилась к полной. Идеальной можно считать ту неполную строку, которая длиннее середины полной строки. Так и сделаем.