Создание панорам
Несмотря на то, что чаще всего создание панорамных изображений при использовании штатива значительно упрощается, неплохих результатов можно достичь, обойдясь и без него. Для этого необходимо правильно задать параметры фотоаппарата, крепко держать фотоаппарат в руках, а также снимать строго из одного и того же места. Например, при съемке девяти фотографий, представленных на рис. 36.1, штатив не использовался, поскольку его просто-напросто не оказалось под рукой. Однако при этом внимание уделялось тому, чтобы все снимки были сделаны с одного места. Не забывайте также о неподвижном положении фотоаппарата при съемке, чтобы избежать размытия изображения. Недостатком съемки с рук является то, что изображение потребуется обрезать, и это приводит к уменьшению размеров окончательного панорамного изображения.
Удерживать фотоаппарат на постоянном уровне при съемке последовательности фотографий непросто. Для того чтобы упростить эту задачу, подумайте о приобретении специального уровня от компании Ната (стоимость около $40 (рис. 36.4)). Вставив его в разъем Hot Shoe своего фотоаппарата, вы всегда сможете точно задать положение при съемке.
Рис. 36.4. Специальный уровень для фотоаппарата
Второй подход заключается в выборе ручного режима съемки, благодаря чему для всех кадров будет задана одна и та же экспозиция. Этот подход несколько сложнее, однако с его помощью достигаются просто восхитительные результаты.
Выбрав минимальное значение чувствительности по ISO (чтобы избежать лишнего цифрового шума), задайте минимальное значение диафрагмы – так вы обеспечите максимально возможную глубину резкости. Теперь изучите сцену, которую решили сфотографировать, чтобы найти область со средним значением экспозиции. Например, на фотографии, представленной на рис. 36.2, средним значением экспозиции обладает средняя часть. Правая часть немного темнее, чем левая. Найдя область с подходящим значением экспозиции, скомпонуйте кадр и направьте объектив на эту область, после чего задайте такую скорость затвора, которая позволит получить необходимое значение экспозиции. Поскольку вы выбрали ручной режим, это значение экспозиции будет применяться при съемке всех последующих снимков.
Если вы не используете ручной режим или режим, специально предназначенный для съемки панорам, полученные вами кадры будут характеризоваться различным уровнем освещенности, что зачастую приводит к невозможности использования соответствующего программного обеспечения: один кадр может оказаться значительно темнее другого. Именно по этой причине вам необходимо найти область со средним значением экспозиции и зафиксировать это значение при съемке всей последовательности. В противном случае часть кадров будет обладать недостаточной экспозицией, а другая часть – слишком большим значением экспозиции.
3-й шаг. Компоновка и съемка.
Задав все необходимые значения параметров и подготовившись к съемке, приступите к компоновке первого кадра слева. Если вы начнете с левого края, полученные снимки будут пронумерованы именно в том порядке, в котором вы их снимаете, что значительно упростит создание панорамы в дальнейшем.
При съемке панорам каждый последующий кадр должен пересекаться с последующим на 15-40%, чтобы соответствующее программное обеспечение могло справиться со своей задачей. Если кадры будут пересекаться больше, чем на 40%, их совмещение может усложниться. Вам необходимо снимать кадры таким образом, чтобы на пересекающихся краях они содержали какие-то заметные объекты (деревья или камни). Благодаря этому работа программного обеспечения значительно упрощается. Сделав один кадр, ни в коем случае не изменяйте фокусное расстояние, поскольку это приведет к невозможности стыковки последовательности.
4-й шаг. Изучение результатов и измерение параметров фотоаппарата.
Получив все фотографии серии, проанализируйте, насколько хорошо они сочетаются, а также правильно ли для них была задана экспозиция. Если на карте памяти достаточно свободного места, немного измените значение экспозиции и повторите съемку. Повторная съемка займет намного меньше времени, чем все приготовления, предшествующие первой съемке.
При съемке кадров для создания панорамных изображений не забывайте о том, что движение каких-то объектов в кадре приведет к дополнительным сложностям в работе программного обеспечения. В качестве примера подобных объектов можно привести облака, которые в ветреную погоду быстро перемещаются по небу.