Входы и выходы виртуальной звуковой студии. Обеспечение пространственного панорамирования.
Так же, как и в случае с входными аудиопортами, названия выходных портов несут определенный смысл. В качестве примера рассмотрим выходные порты, доступные при использовании ASIO-драйвера звуковой карты SB Audigy.
Порты Wave/МР3 1+2, Wave/МР3 3+4, Wave/МР3 5+6 соответствуют шести каналам системы объемного звучания 5.1. Причем сигналы, выводимые из Cubase SX через эти порты, будут проходить дальнейшую обработку эффект-процессором звуковой SB Audigy (эффекты реверберации, хоруса и т. д.). Если звуковая карта настроена на работу со стереофонической аудиосистемой, то все перечисленные порты будут соответствовать одному и тому же физическому линейному выходу звуковой карты.
Порты Rear L/R, Front L/R, Center LFE тоже соответствуют шести каналам системы объемного звучания 5.1. Однако в данном случае сигналы, выводимые из Cubase SX через эти порты, не будут проходить обработку эффект-процессором звуковой карты SB Audigy. Существует одно исключение: если звуковая карта настроена на работу со стереофонической аудиосистемой, то все перечисленные порты будут соответствовать одному и тому же физическому линейному выходу звуковой карты. Но прежде чем сигналы попадут на этот выход, их фаза будет изменена в соответствии с тем, к какому каналу системы 5.1 они относятся. В результате, работая даже в наушниках, вы можете использовать пространственное панорамирование. Те звуки, которые должны звучать "сзади", будут звучать "как будто сзади". Единственное замечание, которое мы хотим сделать относительно SB Audigy от себя лично, – если вы работаете в наушниках, то в настройках карты задавайте конфигурацию 2 Speakers (две колонки), а не Headphones (наушники), поскольку в последнем случае звук будет исковеркан известным только фирме Creative образом.
Последний выходной порт SB Audigy называется Reverb. Сигнал, посланный на этот выходной порт, будет обработан эффектом реверберации, реализованным аппаратно, причем в общий микс звуковой карты вернется только обработанный (wet) сигнал. Благодаря наличию этого выхода, вы можете посылать сигнал аудиотреков на аппаратный эффект-процессор звуковой карты и пользоваться эффектом реверберации, реализованным аппаратно. Единственная неприятность – данный эффект является стереофоническим и при использовании системы 5.1 будет звучать только в левом и правом фронтальных каналах.
Может возникнуть вопрос: почему мы так часто упоминаем в своих примерах звуковые карты семейства SoundBlaster? Некоторые нас критикуют за это, оценивая наш профессионализм по стоимости звуковых карт, которые упоминаются. Мы не будем оправдываться перед ними, а вам по секрету скажем, что, несмотря на все имеющиеся недостатки, старшие модели семейства SoundBlaster по своим характеристикам приближаются к полупрофессиональным устройствам, благодаря чему пользуются большой популярностью. А мы рассчитываем на то, чтобы проверка наших примеров на практике была доступна если не всем читателям, то хотя бы большинству.
А теперь вернемся к рассмотрению окна VST Outputs, показанного на рис. 2.24. Если вы в дальнейшем собираетесь применять пространственное панорамирование и многоканальную систему, то имеет важное значение порядок, в котором порты будут распределены по шинам. Наши рекомендации для системы 5.1 и звуковых карт семейства SBAudigy/Audigy 2 таковы:
- первая слева шина должна соответствовать левому и правому фронтальным каналам;
- вторая шина должна соответствовать левому и правому тыловым каналам;
- третья шина должна соответствовать центральному и сабвуферному каналам.
Все перечисленные шины должны быть включены. Включение/выключение шин осуществляется с помощью кнопок . Заметьте, первую шину отключить невозможно – у нее нет кнопки . У каждой из шин имеются фейдеры громкости, индикаторы уровня и перегрузки. В дальнейшем в случае возникновения перегрузки уровень сигнала можно будет уменьшить. С помощью кнопки (Linked/Unlinked Fades) включается режим, при котором оба фейдера каждой из пар выходных каналов работают взаимосвязанно. Над фейдерами располагаются поля, в которых в числовой форме отображаются пиковые значения уровня сигнала.
По умолчанию шинам присваиваются названия BUS 1, BUS 2 и т. д. Названия можете изменить на удобные для вас.
Дальше начинаются вещи, логика которых с трудом доступна пониманию, но мы все же попытаемся их объяснить. Виртуальный микшер Cubase SX устроен таким образом, что в качестве выходного порта для любого аудио-трека или шины может быть выбрана любая из выходных шин VST Outputs. Но у микшера Cubase SX имеется мастер-секция, куда вроде бы должны, в конечном счете, сводиться все потоки цифрового звука. Однако гарантированно в мастер-секцию попадает сигнал только с первой выходной шины. Остальные выходные шины могут быть никак не связаны с мастер-секцией. Из интерфейса Cubase SX не следует логика маршрутизации сигналов. Может показаться, что сигналы с выходных шин попадают в мастер-секцию. Но тогда возникает противоречие: из интерфейса окна VST Outputs следует, что выходные шины являются последним перевалочным пунктом, после которого сигналы покидают Cubase SX через выходные аудиопорты. Если же считать, что сначала сигналы проходят мастер-секцию, а потом уже попадают на выходные шины, то как тогда объяснить следующую вещь: индикаторы уровня сигнала мастер-секции реагируют на изменения уровня сигнала средствами окна VST Outputs?
Надеемся, что мы вас уже достаточно убедили в серьезности проблемы. А теперь дадим ответы на поставленные вопросы.
Все-таки Cubase SX – это программа, виртуальная реальность. А в VR (virtual reality), как известно, может твориться все, что угодно. Микшер Cubase SX не является прямой аналогией аппаратного микшера, он лишь заимствовал некоторые черты аппаратного микшера. Поэтому мы предлагаем следующее объяснение "непонятным вещам". Мастер-секция объединяет в себе одну или несколько выходных шин логически. То есть, если выходная шина является участником мастер-секции микшера, то это означает, что кроме собственного регулятора уровня сигнала над этой шиной, появляется дополнительный контроль со стороны мастер-секции. На рис. 2.24 оба канала первой шины имеют метки L и R. Это значит, что в данный момент именно эти каналы находятся под контролем мастер-секции, которая сконфигурирована для работы в формате Stereo: L – левый канал, R – правый.
При экспорте проекта в звуковой файл, могут экспортироваться только те каналы, которые соответствуют выходным шинам, объединенным в мастер-секции. Выходные шины, не включенные в мастер-секцию, можно использовать на свое усмотрение. Например, с их помощью можно отправлять сигналы с аудиотреков на внешнюю обработку (аппаратным оборудованием класса Hi-End), а после обработки возвращать в общий микс через входные порты (VST Inputs). Если звуковая карта имеет цифровой интерфейс и поддерживает синхронизацию master-clock, то обработку треков Cubase SX внешним высококлассным цифровым оборудованием можно провести вообще без каких-либо потерь из-за ЦАП-АЦП, джитера и прочих неприятностей.