Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX

Пространственное панорамирование

Регулятором Center Level определяется степень участия центрального канала в формировании кажущегося расположения источника звука. Если передвинуть этот регулятор в крайнее левое положение, то центральный канал окажется вообще незадействованным. В крайнем правом положении вся "нагрузка" будет перераспределена от левого и правого фронтальных каналов к центральному каналу. Регулятором LFE задается уровень сигнала, посылаемого в канал низкочастотных эффектов.

Существуют различные режимы работы SurroundPan. По умолчанию включен режим Mono Mix. Если SurroundPan подключен к источнику стереофонического звука (стереофонический аудиотрек, VSTi или групповой трек), то в режиме Mono Mix сигналы обоих стереоканалов суммируются в один монофонический. Поэтому режим Mono Mix целесообразно использовать для монофонических аудиотреков или для сигналов, которые по своему формату хоть и являются стереофоническими, но, в действительности, не обладают стереофоническими свойствами (одинаковый сигнал в обоих каналах). Если щелкнуть на поле с надписью Mono Mix, то откроется меню, в котором будут доступны и другие режимы: Y-Mirror, X-Mirror и XY-Mirror. В любом из этих режимов стереопара представляется уже в виде двух "горошин" (рис. 5.8, в), подписанных буквами L (левый) и R (правый). Вы можете ухватиться за любую из них и переместить на любое место квадратного поля окна, символизирующего окружающее пространство. Источник другого стереоканала при этом будет тоже перемещаться, причем перемещение будет происходить симметрично. Ось симметрии зависит от выбранного режима:

  • Y-Mirror – симметрия относительно вертикальной оси;
  • X-Mirror – симметрия относительно горизонтальной оси;
  • XY-Mirror – симметрия относительно центра.

Над регулятором LFE расположены три регулятора: Front, Back и Y. Они управляют дивергенцией – степенью участия различных каналов в формировании фантомного образа звукового источника. Звучит довольно загадочно, поэтому будем последовательно переходить от более простых примеров к более сложным. Для начала рассмотрим стереосистему. Как сделать так, чтобы кажущийся (фантомный) звуковой образ располагался в центре панорамы? Нужно, чтобы сигналы этого источника в левом и правом канале имели одинаковый уровень. В данном случае в формировании фантомного образа участвуют два канала (все, что имеются в наличии). В многоканальной системе дела обстоят точно так же. В формировании фантомного образа, расположенного где-то между мониторами (speakers), участвуют как минимум те два канала, между мониторами которых расположен кажущийся источник (рис. 5.9, а). Если начать перемещать источник по направлению к центру, к формированию его образа подключатся и другие каналы (рис. 5.9, б). Направление на источник не изменится, но уже будет казаться, что он переместился ближе к слушателю. Продолжаем эксперимент и увеличиваем значение каждого из параметров Front, Back и Y до значения 50% (рис. 5.9, в). Положение символа Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Использование микшера › Пространственное панорамирование в окне Рanner не изменилось, но теперь в формировании его образа участвуют все каналы, причем участвуют очень активно (со всех мониторов идет громкий сигнал). В результате кажется, что источник расположен достаточно близко к слушателю. Но ведь от символа Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Использование микшера › Пространственное панорамирование до центра квадратного поля еще далеко! Если продолжать двигать источник к центру, то покажется, что он находится где-то совсем близко от слушателя, но все-таки еще не на его месте.

Иллюстрированный самоучитель по Cubase SX › Использование микшера › Пространственное панорамирование
Рис. 5.9. Окно Panner (перемещение источника справа в направлении к центру)

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.