Съемка
Крайне редкий кадр можно целиком вставить в фильм. Зачастую приходится корректировать моменты его включения и отключения, разбивать кадр на части. Для облегчения монтажа всегда надо иметь запас по длительности кадра. А чтобы попусту не тратить видеопленку, надо снимать монтажно, то есть уже заранее планировать место кадра в будущей сцене.
Совет
Важно помнить, что объект съемки перемещается в центр внимания оператора, поэтому трудно уследить, чтобы в кадр не попало ничего лишнего. Полезно выработать у себя привычку беглым взглядом осматривать весь кадр. Использование встроенного монитора вместо видоискателя облегчает эту задачу.
Любители чаще используют репортажную (без предварительной подготовки) съемку, так как самые интересные события всегда происходят неожиданно. Но при монтаже может оказаться, что материалов не хватает. Поэтому после репортажа и дополнительной репетиции с героями полезно сделать несколько постановочных кадров с продуманной композицией. Отдельно надо снять дальние планы и картины окружения, которые понадобятся для показа обстановки. Нелишними будут кадры со случайными прохожими или свидетелями событий, которые в дальнейшем оживят эпизод. Если планируется использовать многослойный монтаж, надо снять героев на однотонном фоне (например, на фоне неба), который резко отличается по цвету или яркости от одежды и лиц: чем больше такое различие, тем легче впоследствии сделать фон прозрачным и заменить его другим.
Оперативность в репортажной съемке играет не последнюю роль. Но здесь надо учитывать два противоположных фактора. Во-первых, необходимо иметь запас по времени, ведь камера не включается мгновенно, так как для бесшумного стыка последовательных записей при выключении происходит автоматический откат пленки на секунду назад, а после включения пленка на протяжении секунды выставляется в последнюю записанную позицию. Во-вторых, режим готовности ("STBY") вызывает излишний износ магнитной ленты и, как следствие, может повлечь сбой синхронизации в месте паузы. Во многих видеокамерах режим готовности автоматически отключается по истечении 5 минут бездействия.
Желательно отказаться от вредной привычки многократного использования видеопленки. Хотя лучшее – враг хорошего, приходит время, когда появляется неистребимое желание переделать некоторые эпизоды. К тому же трудно преодолеть соблазн использовать удачные кадры в нескольких фильмах, возможно, изменяя моменты их начала и конца для согласования в новой позиции.
Чтобы не тратить видеопленку и заряд батарей видеокамеры на запись монолога сплошным куском, звуковое сопровождение выгоднее фиксировать на портативной звукозаписывающей аппаратуре. При монтаже на компьютере коррекция пространственной ориентации стереозвуков и синхронизация с видеорядом не вызовет затруднений.
Внимание
Записывающую камеру ни в коем случае не стоит уподоблять прибору, сканирующему изображение, она должна быть неподвижной или движущейся плавно и неторопливо, даже если персонажи перемещаются за рамки кадра. До выключения записи нежелательно менять направление поворота камеры, можно лишь остановиться, иначе во время монтажа придется разделить отснятый кадр.
Компактную легкую видеокамеру, в отличие от камеры плечевого исполнения, очень трудно удержать в неподвижном состоянии, и дрожание кадра становится заметным даже при незначительном наезде трансфокатора. Поможет здесь стабилизатор изображения или штатив, но электронный стабилизатор ухудшает четкость, а оптический – потребляет дополнительную энергию. А чтобы избежать применения штатива, для рук с камерой и всего тела можно использовать подручные опоры. Ими могут стать стол, спинка стула, забор, стена, дерево и т. п. Положение оператора должно быть устойчивым – лучше плохо сидеть, чем хорошо стоять, даже прислонившись.
- Стоять же надо на обеих ногах, расставленных на ширину плеч. Можно встать на одно колено. Можно снимать лежа с упором на локтях. (Чем-то это напоминает разные изготовки для стрельбы.) При съемке с нижней точки видоискатель отверните вверх.
- Держите камеру двумя руками, локти желательно прижать к груди; корпус, голова и руки оператора вместе с видеокамерой должны образовать монолит. Можно натянуть ремешок для переноски – напряжение мышц дает большую устойчивость.
- Не закрывайте левой рукой встроенный микрофон! Надо научиться управлять камерой вслепую.
- Дышать надо неглубоко и бесшумно, а при большом наезде затаить дыхание – это будет дополнительным аргументом для сокращения длительности крупных планов.
- Если нужна проводка (сопровождение) объекта, перевод центра кадра или панорама, то лучше разворачиваться на ногах, слегка согнутых в коленях, а кор-пус, руки и камеру сделать "слитыми" воедино. Можно также прислониться к стене или дереву. Проводка объекта всегда должна быть плавной.
- Съемка домашних животных требует определенного терпения и знаний их повадок. Диких животных в их естественной среде обитания лучше снимать из заранее приготовленных (уже привычных для героев кадра) замаскированных укрытий с большого (и безопасного) расстояния. Интересной деталью сюжета может стать перенос на животных человеческого поведения.
- Трансфокатором надо пользоваться оправданно: или для мотивированного наезда-отъезда, или когда нельзя подойти к объекту съемки ближе. Крайние положения трансфокатора искажают перспективу: широкоугольный объектив ее преувеличивает, а телеобъектив собирает планы. Большой наезд возможен только с использованием штатива или стабилизатора изображения.
Очень впечатляющими бывают кадры, снятые в движении. Если под рукой (под ногами) не оказалось тележки и ассистентов (группы водителей), можно использовать "кошачью походку". Перед съемкой заранее проверьте отсутствие преград по ходу планируемого движения.
- Шаги при съемке должны быть плавными, на полусогнутых ногах. Голову лучше втянуть, локти прижать как можно ниже, дыхание неглубокое. Скорость движения – строго постоянная, без малейшего ускорения или замедления. После любой остановки, даже на мгновение, продолжайте съемку неподвижной камерой, можно применить сопровождающую трансфокацию.
- При движении вбок надо использовать перекрестный, но не приставной шаг, иначе получатся рывки.
- При съемке крупных планов можно развернуться и присесть, не выключая запись. Тогда в одном кадре герой будет виден под разными углами и ракурсом.
- Хорошей альтернативой кошачьей походке зимой могут стать лыжи или коньки, а летом – ролики.