Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма

"Комбинированные съемки"

Морфирование

Морфирование – это плавное преобразование изображения одних объектов в другие. В результате получается видеоролик, в котором, например, ребенок превращается в юношу и т. д. за считанные секунды. Для этих целей существуют как отдельные программы, так и встраиваемые в видеоредактор фильтры. В комплект Picture Man российской компании STOIK Software Ltd. входит легко осваиваемая русскоязычная программа Morph Man. Кроме трюков, Морфирование используется для выравнивания стыков между кадрами. Но наиболее интересное его применение – это оживление фотографий и диапозитивов – свидетельств истории семьи.

При морфировании указываются две картинки, которые станут первым и последним кадрами создаваемого ролика. Они должны иметь одинаковые размеры, совпадающие с размером видеокадра. По крайней мере, пропорции картинок должны быть одинаковыми и соответствовать отношению высоты к ширине телеэкрана (3:4 или 9:16). Формат формируемого клипа задают согласно требованиям программы видеомонтажа.

На первой (или второй) картинке расставляются точки привязки (реперы), которые автоматически отображаются и на второй (первой) картинке. Для установки реперной точки надо щелкнуть мышью в нужном месте изображения, удерживая клавишу SHIFT. Реперную точку или ее отображение можно перетащить в новую позицию, положение ее визави при этом не меняется (текущая пара репер-отображение отмечается изменением цвета). Реперные точки надо расставлять в характерных местах изображения, чтобы на обеих картинках зрачки, уголки рта, ноздри и т. п. были отмечены одной парой.

Процесс морфирования заключается в следующем. Для первой картинки строится последовательность, в которой элементы изображения вокруг реперной точки постепенно перемещаются из начального положения в положение своего отображения, заданного па второй картинке. Вторая картинка просчитывается аналогично, но с конца. Очередной кадр ролика получается путем наложения первой последовательности на вторую. Прозрачность верхнего слоя плавно (временная функция и некоторые другие параметры настраиваются) увеличивается от 0 до 100%. Количество создаваемых кадров задают таким, чтобы движения выглядели естественно (например, нерезкий поворот головы длится около полсекунды).

Если в первой и последней позиции задана одна и та же картинка, то просчет ведется только вперед. Чтобы получилась улыбка, надо растянуть в стороны и вверх отображения реперных точек, установленных в уголках рта, и одновременно уменьшить расстояние между отображениями реперов на бровях и под глазами для их сужения. К сожалению, с первой попытки чаще получается гримаса, зато становится понятным направление дальнейшей работы.

Примечание
Преобразованию подвергается все изображение, поэтому придется пометить даже те элементы, которые должны остаться неподвижными (задний план картины). Чем больше реперных точек установлено на рисунке, тем точнее происходит морфирование, но тем дольше длится формирование каждого кадра
.

При оживлении фото из архива с помощью морфирования очень полезно использовать последовательно все дубли фотографий или слайдов, на которых изменения изображения незначительны. Подойдет даже ранее отбракованная картинка, например, на которой герой прикрыл глаза. Исходные данные надо подготовить таким образом, чтобы фон на всех фотографиях был максимально похожим. Это можно сделать с помощью программы растровой графики. Потребуются кадрирование и цветовая коррекция.

Еще более впечатляющий результат получается при размещении героев с "оживленных" фотографий в динамичном окружении, подобном фону фотографии. Фон на фото заменяется чистым цветом на этапе подготовки исходных материалов еще до морфирования.

Маленькие хитрости

Есть нюансы, придающие "комбинированным съемкам" реализм, без учета которых не обойтись. Один из них – выравнивание колорита кадров, о котором уже говорилось ранее. Приведем еще несколько советов.

Настраивая параметры захвата, обязательно задайте обрезку неинформативной части изображения, иначе при уменьшении размеров кадра в эффекте перемещения клипа на экране вокруг него появится черная рамка. Особенно заметной она станет при многослойном монтаже с прозрачным небом.

При многослойном монтаже с различных картинок выделяют предметы окружения или героев и размещают их в одном кадре. "Подчеркнуть" малую глубину резкости объектива и тональную перспективу можно с помощью уменьшения резкости и размывания четкости и цвета элементов "дальнего и переднего планов". Соответствующие видеофильтры надо включать после задания режимов прозрачности.

Учитывайте направление освещения. Тень от носа на лице и тени от объектов окружения должны падать в одну сторону. Здесь может помочь вертикальный поворот одного из кадров на 180°, но при его использовании надо следить, чтобы герои не оказались в стране с левосторонним автомобильным движением, надписи не были бы сделаны зеркальным шрифтом и т. д.

С учетом предыдущего правила создается искусственная тень от внедренных объектов на новом окружении. Делается это следующим образом.

  1. Скопируйте клин, в котором задан эффект наложения, и вставьте его копию на дорожку Vi свободного участка монтажного стола (клип всегда копируется вместе с атрибутами эффектов).
  2. В качестве подложки установите на дорожку Va заставку серого цвета той же длительности, что и добавленный клип. Если тень должна иметь более высокую цветовую температуру, чем свет, то цвет подложки выбирают серо-синим.
  3. Инвертируйте область прозрачности клипа на дорожке Vi. После этой операции появится исходное окружение клипа, а внедряемые объекты заменятся серыми силуэтами.
  4. Создайте новый клип по зоне предварительного просмотра, после чего освободите временно занятые дорожки монтажного стола.
  5. Полученный клип вставляется под свой прототип, и для пего задается эффект наложения с теми же параметрами прозрачности, что и в исходном клипе.
  6. Внедряемые объекты пока полностью покрывают свои серые силуэты.
    Наклоните тень в нужную сторону с помощью механизма ракурсных искажений (см. рис. 26.5), задайте 50% степени прозрачности тени (см. рис. 24, поле Transparency).

Часто в переходных эффектах или при многослойном монтаже бывает полезно сгладить края двух клипов или зон выделения. Для этого используйте установку нечетких границ (Soft edges).

Если не удается в полной мере замаскировать монтажные трюки, то можно сделать следующее. Результат наложения демонстрируется на экране ровно столько времени, чтобы зритель только воспринял искусственную ситуацию, но не успел разобраться в деталях. Внимание зрителя надо отвлечь имитацией переменного кадрирования, например наездом или проводкой, которая делается с помощью эффекта перемещения клипа с масштабированием. Мотивированный "наезд" или "поворот камеры" делается таким образом, чтобы следующим шел кадр, изображающий окружение, но без трюков и в исходном масштабе. Лучше, чтобы элементы этого кадра входили в предыдущее наложение в уменьшенном виде. Программы для нелинейного монтажа требуют больших вычислительных ресурсов, но правильная настройка оборудования позволит гораздо дольше избегать модернизации компьютера. Об этом пойдет речь в следующем разделе книги.

В ближайшее время станет (или уже стало?) возможным хранить свои фильмы на дисках формата DVD объемом 4.7 Мбайт. Длительность видеозаписи качества MPEG-2 на таких дисках – около часа, что соответствует продолжительности двух домашних фильмов. Надо лишь учесть, что повторного использования материалов с DVD лучше избегать, так как названный формат основан на межкадровом сжатии, затрудняющем покадровое редактирование. Впрочем, любой лишний цикл компрессии-декомпрессии ухудшает качество.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.